PhieXperts.ru
Деятели философии
Основное содержание работыДругое / Даосская концепция проявленного Дао / Основное содержание работыСтраница 7
Подчеркивается следующая особенность даосской концепции беспорядка - осознание того, что порядок во многом зависит от людей, обладающих властью. Источник войн, смут и бедствий в обществе заключается именно в пагубной политике правителей.
Для даосизма свойственно понимание того, что человек не должен подменять уже существующее устройство мира каким-либо своим вариантом устройства.
Даосское положение об утере людьми своей природы, как причине беспорядка в мире, таким образом, затрагивает и проблему места человека в мироздании.
По сути, даосы поднимают и тему отчуждения человека от самого себя, мира и Высшей сущности. Проблема самоотчуждения рассматривается в учении Лао-цзы не только на уровне отдельного человека. Даосского мудреца волнует и состояние общества в целом. Отчуждение в даосской концепции мира - это состояние нарушения гармоничных отношений между людьми, непонимание особенности своего места во вселенной, это и отсутствие осознания большой ответственности за свои поступки. Самоотстранение рассматривается в даосской философии непосредственно связанным с гносеологической проблематикой.
Спецификой даосизма является трактовка беспорядка как нарушения гармоничного течения жизненной силы ци. В свою очередь, определяются следующие аспекты даосского понимания "беспорядка": как показатель отсутствия Дао; несоблюдение его; как несчастье; существование, лишенное серединности гармонии инь и ян, полное крайностей. Также, это и нарушение естественного хода времени. На уровне отдельного человека под беспорядком понимается заблуждение. Как отмечает И.С. Лисевич, смута характеризуется в даосизме и как сбой, ошибка, вкравшаяся в процесс эволюции.
В заключительной части параграфа исследуется отрицательное отношение даосов к цивилизации, техническому прогрессу и затрагиваются особенности даосского видения проблемы Зла и смерти.
В третьем параграфе "Путь мира и роль в нем человека"
отмечается, что даосизм придерживается концепции существования пути жизни проявленного мира, или иначе: направленности и смысла. В связи с этим автор анализирует центральные положения данной концепции: аксиология и смысл возвращения, особенности возврата природного мира и пути людей к Дао, положение о возвращении Дао в состояние непроявленности, способствование Дао миру в возвращении к себе, следование мира постоянному Дао через превращения, роль человека в пути мира.
Учение даосизма о возвращении и ставящиеся им цели основываются на даосской трактовке критериев подлинности жизни, выдвигающей на первый план достижение собственной природы, самости (цзы жань) и, в особенности - свободы. В определенной мере в даосизме разделяется идея о том, что сущность, природа всех существ уже есть, нужно только достигнуть и увидеть её подлинность.
Возврат (гуй) имеет две цели: путь назад в состояние единства со своей природой и, в то же время, это движение вперед - возврат в Дао в более совершенном качестве. Возвращение понимается даосами и как новый цикл жизни Дао.
Выделяются следующие аспекты пути движения мира согласно даосской философии. Во-первых, путь мира - это возвращение проявленного Дао к самому себе. Следующим моментом пути является направляющее все мироздание действие Дао, проявляющееся через Благодать-Дэ (согласно переводу Ю. Канчукова и Е.А. Торчинова). Тем самым, путь мира представляет собой единое движение проявленного и естественного Дао. И следующий аспект концепции о пути мироздания - это естественное стремление всех существ к возврату.
Далее в параграфе затрагиваются даосская проблема превращений и положение о судьбе всех сущностей, направляемых Дао. По мнению автора, они являются спецификой даосской философии. Через призму этой концепции проявившееся мироздание предстает постоянно изменяющимся и проявляющимся организмом. Сами происходящие изменения характеризуются даосами как превращения самого Дао, живущего в единстве со всеми сущностями. Таким образом, мироздание согласно философии даосизма предстает как единое тело Дао, вбирающее в себя все сущности-вещи и переплавляющее их в своем горниле.
Смотрите также
Разновидности позитивизма
В 20-е годы формируется третья разновидность позитивизма -
неопозитивизм. Его естественнонаучными предпосылками были действительные
трудности современной науки, связанные в основном с пробле ...