Основное содержание работы
Другое / Даосская концепция проявленного Дао / Основное содержание работы
Страница 4

Затем рассматривается ряд проблем современной философии и науки (многомерность жизни всех сущностей и в особенности человеческого существа, соотнесение материи и сознания, тема сна, соотнесение человеческого сознательного и бессознательного, проблема жизни и смерти человека и всех сущностей, тема пространства и времени), которые затрагивает даосская концепция мира как единства пустности и оформленности.

Сон, например, рассматривается в даосизме как одно из измерений жизни всех существ. При этом данная плоскость существования людей рассматривается даосами как не менее значимая, чем та, в которой живут люди во время своего бодрствования. В свою очередь, в философии даосизма сон понимается и как продолжение бодрствования, и наоборот, бодрствование - это продолжение сна. По сути, в даосском учении сон и явь отождествляются. С точки зрения автора, даосские разработки по проблеме сна имеют много общего с достижениями в области психоанализа и могут представлять большой интерес для европейской философии и психологии.

В заключении делается вывод, что позиция даосизма - это интерсубъективность. Тем самым, в даосской философии прослеживается общий с европейской философией и наукой момент - переход ряда философских и научных школ с парадигмы объективности и субъективности на позиции парадигмы интерсубъективности, что характерно, например, для синергетики.

В главе

II "Устройство и путь проявленного Дао согласно даосской философии"

исследуются даосское видение мира как живого единого организма, особенности постановки проблемы беспорядка в устройстве мироздания, а также центральные аспекты учения о пути мира и роли в нем человека.

В первом параграфе "Мир как единый организм"

анализируются следующие положения даосской философии: наполненность всего в мироздании жизнью, вещность природы всех сущностей, виды вещей, место человека в мироздании, основания устройства мира (естественность, единство и гармония, учение об отклике, превращения, наличие у всех вещей природы, характеризующей их функции и назначение в мироздании), взаимоотношения всех сущностей Поднебесной.

В первую очередь отмечается, что, с точки зрения даосизма, единый организм является таковым благодаря Дао, которое наполняет все в мире. Поэтому для даосов жизнь мира проявляется в гармонии и единстве всех его частей, что демонстрируется и пониманием Дао как "одной вещи", включающей в себя все сущности. Дао предстает как единое тело, ткань, сплетающая в себе бесконечное множество вещей-сущностей и происходящих процессов. На основании сравнения со взглядами Свами Вивекананды и Свами Шивананды делается вывод, что в данных воззрениях даосской философии много общего со взглядами религиозно-философских школ Индии.

Характерной чертой даосской концепции мироздания является положение о наполненности всего в мире жизнью. С этим связано и обозначение всех сущностей термином "вещь" ("у"). Которое, по словам В.В. Малявина, представляет "символ жизни истинной". Из всех сущностей, с точки зрения даосизма, человек является самой духовно-божественной. Даосизм отводит человеку центральное место в мировом целом, что связано с точкой зрения об обладании им большим количеством функций и огромным значением во вселенной. Человек, согласно даосской философии, выполняет своеобразную роль поводыря для всего мира.

Спецификой даосизма является понимание того, что человек не является царем природы. Ведь даосское миропонимание исходит из того, что основы (единство, гармония и естественность, идущие от Дао), на которых зиждется жизнь человека и природного мира, едины. Данный подход резко отличает даосизм от иудео-христианской концепции мироздания, согласно которой человек изначально поставлен Богом выше других созданий и призван владычествовать над ними. С точки зрения автора, необходимо найти компромисс между этими двумя подходами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Становление
      ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Введение
      В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и глубочайшие философские идеи, составляющие ...

    Разделы