PhieXperts.ru
Деятели философии
Основное содержание работыДругое / Даосская концепция проявленного Дао / Основное содержание работыСтраница 2
В свою очередь отмечается, что концепция сменяющих друг друга состояний проявления и сворачивания естественного Дао объединяет даосизм с буддизмом, ведантой, движением Сознания Кришны и теософией и отличает его от религиозной философии христианства.
Проявленное Дао - это не результат грехопадения или отпадения от постоянного Дао. Для даосизма мир - это естественное продолжение непроявленного Дао, его собственное "стремление".На основе сравнения философии даосизма со взглядами Свами Вивекананды делается вывод, что возникший мир осознается в даосской философии как беспричинное явление, поскольку естественное Дао обладает абсолютной свободой. После этого исследуется подход даосизма по проблеме смысла появления мироздания. Автор приходит к заключению, что даосской философии присуще выделение двух "целей" возникновения вселенной: "для себя" и "не для себя" (т.е. для других существ). Отмечается, что в ней существует идея о том, что Высшее существо (Дао) в каком-то смысле "нуждается" в проявлении мира, в пребывании в нем и, в свою очередь, "опирается на все десять тысяч вещей". Таким образом, проявленный мир понимается в даосском учении как своеобразное вместилище для Дао. Также подчеркивается, что, в соответствии с функциональным подходом понимания Дао в даосизме, значение возникновения мира предстает в возможности самотрансформации, в обретении проявленным Дао состояния постоянного Дао, тем самым, видимо, в даосизме существует идея внесения чего-то "нового" в постоянное Дао через самопроявление и самопреобразование. Делается вывод, что на первое место в объяснении появления мироздания в даосской философии ставятся свобода и творчество. По мнению даосов, возникновение вселенной не случайно. Но в связи с тем, что истинный путь не имеет имени, его цель и смысл оцениваются в даосизме как невыразимые. Мир, с точки зрения даосской философии, это не отпавшая и не утерявшая какие-либо свойства часть Высшего существа.
Выделяются основные аспекты понимания проявленного Дао в даосизме. Мироздание - это: составляющая Высшей сущности, её продолжение, цикл жизни Дао, единство пустотности и оформленности (у-ю), организм всех вещей, поток постоянных превращений, а также единая жизненная сила (ци). И, в свою очередь, мир трактуется в даосской философии как единство и гармония противоположностей, обозначаемых словами "инь" и "ян", являющихся аспектами всех вещей. Исследуются прежде всего главные моменты единства проявленного и постоянного Дао согласно даосизму.
Особо подчеркивается, что одним из наиболее характерных положений даосизма является учение об участии непроявленного Дао в жизни возникшей вселенной. Делается вывод, что для даосской философии не свойственно понимание Дао как безличной сущности (как утверждают представители русской религиозной философии: Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев), ведь даосы утверждают, что Дао осуществляет целый ряд благих поступков для проявленного мира, помогает мирозданию, выступает по отношению к нему как мать и отец. Постоянное Дао ценно согласно даосизму тем, что весь миропорядок коренится в нем. А именно: единство, равенство и гармония противоположностей, естественность протекания изменений. Дао наблюдает и за соблюдением справедливости и равновесия во вселенной. Согласно даосизму именно в Дао заложен смысл происходящих событий. В связи с этим отмечается параллель между учением о Дао как руководящей сущности и концепцией синхроничности К.Г. Юнга.
Автор приходит к выводу, что в даосской концепции мироздания вселенная существует в двояком взаимодействии с Высшей сущностью: как направляемая последним, так и сосуществующая с безымянным Дао.
Смотрите также
Высказывания Конфуция
Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту.
- - -
Лишь та - ошибка, что не исправляется.
- - -
Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела.
- - -
Перед челов ...
Моделирование как метод познания окружающего мира
История
моделирования как метода познания.
Моделирование как познавательный приём неотделимо
от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об
обществе, постр ...