Основное содержание работы
Другое / Даосская концепция проявленного Дао / Основное содержание работы
Страница 2

В свою очередь отмечается, что концепция сменяющих друг друга состояний проявления и сворачивания естественного Дао объединяет даосизм с буддизмом, ведантой, движением Сознания Кришны и теософией и отличает его от религиозной философии христианства.

Проявленное Дао - это не результат грехопадения или отпадения от постоянного Дао. Для даосизма мир - это естественное продолжение непроявленного Дао, его собственное "стремление".

На основе сравнения философии даосизма со взглядами Свами Вивекананды делается вывод, что возникший мир осознается в даосской философии как беспричинное явление, поскольку естественное Дао обладает абсолютной свободой. После этого исследуется подход даосизма по проблеме смысла появления мироздания. Автор приходит к заключению, что даосской философии присуще выделение двух "целей" возникновения вселенной: "для себя" и "не для себя" (т.е. для других существ). Отмечается, что в ней существует идея о том, что Высшее существо (Дао) в каком-то смысле "нуждается" в проявлении мира, в пребывании в нем и, в свою очередь, "опирается на все десять тысяч вещей". Таким образом, проявленный мир понимается в даосском учении как своеобразное вместилище для Дао. Также подчеркивается, что, в соответствии с функциональным подходом понимания Дао в даосизме, значение возникновения мира предстает в возможности самотрансформации, в обретении проявленным Дао состояния постоянного Дао, тем самым, видимо, в даосизме существует идея внесения чего-то "нового" в постоянное Дао через самопроявление и самопреобразование. Делается вывод, что на первое место в объяснении появления мироздания в даосской философии ставятся свобода и творчество. По мнению даосов, возникновение вселенной не случайно. Но в связи с тем, что истинный путь не имеет имени, его цель и смысл оцениваются в даосизме как невыразимые. Мир, с точки зрения даосской философии, это не отпавшая и не утерявшая какие-либо свойства часть Высшего существа.

Выделяются основные аспекты понимания проявленного Дао в даосизме. Мироздание - это: составляющая Высшей сущности, её продолжение, цикл жизни Дао, единство пустотности и оформленности (у-ю), организм всех вещей, поток постоянных превращений, а также единая жизненная сила (ци). И, в свою очередь, мир трактуется в даосской философии как единство и гармония противоположностей, обозначаемых словами "инь" и "ян", являющихся аспектами всех вещей. Исследуются прежде всего главные моменты единства проявленного и постоянного Дао согласно даосизму.

Особо подчеркивается, что одним из наиболее характерных положений даосизма является учение об участии непроявленного Дао в жизни возникшей вселенной. Делается вывод, что для даосской философии не свойственно понимание Дао как безличной сущности (как утверждают представители русской религиозной философии: Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев), ведь даосы утверждают, что Дао осуществляет целый ряд благих поступков для проявленного мира, помогает мирозданию, выступает по отношению к нему как мать и отец. Постоянное Дао ценно согласно даосизму тем, что весь миропорядок коренится в нем. А именно: единство, равенство и гармония противоположностей, естественность протекания изменений. Дао наблюдает и за соблюдением справедливости и равновесия во вселенной. Согласно даосизму именно в Дао заложен смысл происходящих событий. В связи с этим отмечается параллель между учением о Дао как руководящей сущности и концепцией синхроничности К.Г. Юнга.

Автор приходит к выводу, что в даосской концепции мироздания вселенная существует в двояком взаимодействии с Высшей сущностью: как направляемая последним, так и сосуществующая с безымянным Дао.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Гуманизм, либерализм и свобода
      ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Разделы