Основное содержание работы
Другое / Даосская концепция проявленного Дао / Основное содержание работы
Страница 1

Во введении

обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, определяются цель и задачи изыскания, указываются методологическая и теоретическая основа диссертации, а также источники исследования, формулируется научная новизна диссертации, отмечается теоретическое и практическое значение исследования, указываются формы апробации работы.

В главе

I "Реальность проявленного Дао в даосизме"

анализируется даосское понимание реальности проявленного мира в двух его основных аспектах: как соотнесение его с постоянным Дао и как единство пустоты и оформленности мироздания.

В первом параграфе "Мир как проявленное Дао"

исследуются следующие аспекты даосского видения мира: проявленность мира "безымянным" Дао, понимание возникшего мироздания как цикла жизни Дао, проблема смысла появления мира, соотнесение проявленного и непроявленного Дао, действие постоянного Дао в мире, аспекты проявленного Дао, составляющие мироздания, а также проблема соотнесения пустоты и оформленности природы мира.

По мнению автора, именно восприятие Дао, видение её как подлинной действительности является источником даосской концепции мироздания. Подчеркивается, что в даосском учении "Дао" - это символ, образ для того, что не может быть словесно выражено. "Дао" - это не идея или предельно общее понятие, выводимое из определённых аксиом и категорий. Даосские определения представляют собой в большей степени обозначения и знаки, которые являются попытками словесно выразить результат восприятия сверхэмпирических уровней реальности мира.

В свою очередь отмечается, что Дао имеет целое многообразие смысловых оттенков, не в полной мере отражаемых понятиями, существующими в западной и русской философских традициях. Поэтому в работе используется прежде всего само даосское обозначение вместе с присущими ему характеристиками ("постоянное", "естественное", "безымянное"), а также такое определение, как "Высшая сущность".

В целом, диссертант исходит из необходимости употребления самих даосских определений при философско-методологическом исследовании концепции проявленного Дао.

С точки зрения автора, важно понимание Дао именно как Высшей сущности, обладающей полнотой свойств и включающей в себя все вещи. Это не безликий закон или принцип, управляющий миром. Главное свойство Дао, по мнению последователей даосизма, заключается не в руководстве и контроле, а в способствовании гармоничной жизни каждого существа. Дао и все проявленные вещи сосуществуют. В свою очередь, Дао не аморфно, хотя даосы дают ему главным образом отрицательные характеристики.

Подчеркивается, что концепция Дао характеризует даосизм как особое философское видение мироздания, являющееся проявлением восточной философской традиции, разнообразные учения которой, несмотря на различия в обозначениях и отдельных положениях, во многом представляют единый особый подход постановки философских проблем и путей их решения.

В процессе анализа было выявлено, что в даосской концепции проявленного Дао мир представляет собой естественное развертывание постоянного, безымянного Дао. Обнаружено, что, согласно философии даосизма, его осуществление происходит в силу логики вечного совершенствования естественного Дао и составляющих его сущностей. В ходе исследования проводится параллель между даосской концепцией проявленности мира и концепциями естествознания относительно происхождения и бытия мироздания (теория А.А. Фридмана о расширяющейся вселенной, теория В. Томсона и Р. Клаузиуса о возможности тепловой смерти мира, а также концепции Бонди-Голда и Хойла, которые допускают непрерывное творение вещества из ничего). При рассмотрении этого вопроса автор использует работу Капра "Дао физики", в которой представлен сравнительный анализ восточной философии и современных теорий физики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Противоречие
      ...

    Материя
      ...

    Разделы