Основное содержание работы
Другое / Даосская концепция проявленного Дао / Основное содержание работы
Страница 6

Далее исследуется даосская специфика понимания проблемы общества. Отмечается, что для даосской философии не свойственно понимание людей прежде всего как общества, замкнутого целого, живущего по свои законам и обособленного от природы.

Разрыв с природным миром, по мнению даосов, - это признак неистинности жизни. В даосской философии членами такого сообщества являются все сущности-вещи, а не только люди. Даосизмом выделяется специфика самой жизни общества, но это отрицательная особенность - существование "человеческого Дао" - констатация ущербности мира людей, утерявшего единство с природой и Дао. В свою очередь подчеркивается, что проблема общества людей не является центральной для даосов и по той причине, что для них самое ценное сосредоточено в самом себе. Именно направленность на погружение в свой внутренний мир характеризует даосизм. Можно сказать, что человек в даосском учении - это не био-социальное существо, а миро-природное, где под природой понимается самость.

Таким образом, согласно даосской философии, устройство мира, с одной стороны, руководится Высшей сущностью (Дао), что не является вмешательством, а с другой - все существа следуют за ним и в то же время действуют в соответствии со своей самостью ("сами по себе", "без воздействия").

Рассматриваются значимые стороны даосской концепции мира как единого организма. Подчеркивается, что современная наука имеет много общего в своих воззрениях с положениями даосизма. Проводится параллель между учением даосизма о мире как едином организме, строящемся на отношениях единства, гармонии и согласия, и концепцией синергетики о мире как целостной и саморазвивающейся системе.

Также в даосской концепции мира как единого организма выделяются несколько интересных положений: подобие природы людей и остальных сущностей, а также подобие устройства единичного целому.

Далее отмечается существование ряда общих моментов между даосской (восточной) и русской религиозной философскими традициями миропонимания. Используя определение Н.О. Лосского, можно сказать, что даосы разделяют позицию "органического" миропонимания.

Во втором параграфе "Проблема беспорядка в мироздании и человеческое Дао"

анализируется характерное для даосской философии понимание того, что в проявленном мире, кроме устройства, восходящего к Дао (гармония, единство и естественность), существует и беспорядок (потеря собственной таковости, бедность, войны, смута, голод).

Определяется, что основными аспектами темы беспорядка, являются: понимание его, прежде всего, как уход от своей таковости, причины потери людьми своей самости, виды самоотстранения, учение о человеческом Дао, влияние характера государственного управления на состояние мирового устройства, положение о контроле состояния в мире со стороны Дао, а также возмездие нарушившим порядок.

В рамках проблемы беспорядка разграничиваются понятия даосской философии о "хаосе" и "беспорядке". Отмечается, что хаос (хунь дунь) понимается как простота Дао и как субстанциальное единство универсума, целостность. Вместе с тем, наличие беспорядка определяется даосской философией как "нарушение Дао", как отход от существующего мирового устройства. По мнению даосов, источником нарушения порядка в мироздании является именно человек.

В параграфе анализируется также "человеческое Дао", которое понимается как действия, наносящие ущерб себе и другим существам, и связанные со стремлениями к богатству, власти, чувственным наслаждениям и личным интересам. "Человеческое Дао" - это ещё и следование неестественным добродетелям (например, почтительности, справедливости и гуманности).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Материя
      ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Разделы