Любовь. Уровень взаимодействия
Другое / Любовь, как философская категория / Любовь. Уровень взаимодействия
Страница 1

На данном уровне основным отличительным признаком реальной Любви является Жертвенность. Прежде чем рассматривать, как именно проявляется Жертвенность в Любви на различных уровнях взаимодействия, необходимо понять, что же она собой представляет и что является её основанием.

Иногда, жертвенность понимают как лишение, связанное со страданием. Предполагается, что человек сознательно отказывается от чего-либо, ему жизненно необходимого, добровольно обрекая себя на страдание. Это христианское понимание жертвенности:

"Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела" (Евангелие от Луки, 21:1-4).

В языческих культах, жертвы богам возносились как благодарность за помощь в каком-либо важном деле. С одной стороны, это было более целесообразно, так как жертва понималась именно как подарок, и не влияла сколько-нибудь существенно на благополучие жертвующего лица. С другой стороны, в этом была известная доля цинизма: ты – мне, я – тебе. Удалось дело – получай жертву (подарок), нет удачи – нет жертвы.

Первый вариант присущ психологии альтруиста, второй – эгоиста.

С нравственной точки зрения, жертвенность не является ни добровольным страданием альтруиста, ни торгашеской благодарностью эгоиста. Жертвенность – это отказ от более низкого состояния сознания ради состояния более высокого. Это переход на новый уровень взаимодействия с миром. Переход этот заключается в том, что человеку становиться жизненно необходимым, отдавать, а не брать. Это своеобразное ощущение и реализация своей внутренней Силы. У человека появляется настоятельная потребность отдавать, делиться с другими избытком своей Силы. Это не имеет ничего общего с отказом от чего-то, жизненно необходимого, ради страдания угодного Богу. Нравственная жертвенность делиться именно избытком силы, хотя и подразумевает готовность, в случае необходимости, для спасения другого человека отдать и гораздо больше, вплоть до собственной жизни. Не имеет она ничего общего и с разовой благодарностью за полученную выгоду, так как это постоянная жизненная потребность отдавать, а не брать. Жертвенность – это радость максимально возможного утверждения своей индивидуальности и жизнеспособности, выражаемой через другого человека. Но, жертвенность предполагает и реальное самопожертвование: отказ от части собственных интересов ради интересов другого человека, отказ от каких-то планов и целей, если они не совместимы с планами и целями другого человека. А в критических ситуациях, когда любым другим способом невозможно спасти другого человека, то и отказ от собственной жизни ради жизни этого человека. Но, и физическое самопожертвование есть лишь максимально возможная, окончательная реализация своей внутренней силы.

Жертвенность, это привилегия сильных людей. Слабому человеку попросту нечем делиться. Ведь давать, дарить, делиться чем-то можно лишь имея это что-то. Нельзя дать то, чего у тебя нет. Только осознание своей силы, избытка эмоций и чувств, позволяет делиться, дарить, отдавать кому-то свою силу и заботу, душевное тепло и нежность, жизнь и счастье. Слабый человек, не выскочит первым из окопа под шквальным огнём противника, увлекая в атаку своих товарищей. Он не броситься, рискуя жизнью на защиту незнакомого человека, избиваемого хулиганами; он не закроет собственной грудью друга от случайной вражеской пули; он не останется на верную смерть, встречая в одиночку врага и давая возможность своим товарищам уйти от погони. Для слабого человека всё это не под силу. При этом, такие поступки совершаются не вследствие безумной храбрости, аффекта или веры в Бога и во славу Его. Они совершаются благодаря нравственной Жертвенности и Мужеству, Человеком и ради Человека. Что же является источником той внутренней силы, которая даёт возможность человеку проявлять Жертвенность и получать радость от возможности её проявления?

Внутренняя сила не сводится ни к физической силе, ни к силе воли, хотя они и являются её составляющими. Основу внутренней силы составляет осознание собственного Человеческого Достоинства, незапятнанная Честь и Порядочность, как в быту, так и в человеческих взаимоотношениях, а также отрицание превосходства людей друг над другом. Отрицая превосходство людей друг над другом, Человек осознаёт себя равным среди равных. Для него и уборщик мусора, и он сам, и президент страны одинаково равны в своём Человеческом Достоинстве. У него нет двойных стандартов и лицемерия во взаимоотношениях с людьми. Со всеми он общается одинаково уважительно, без подобострастия, но и без превосходства или снисходительности. Он не меряет Достоинство человека материальными мерками: известностью, материальным благосостоянием или социальным положением. Для него имеют значение только моральные качества и реальные способности человека. Именно такая жизненная позиция является источником его внутренней силы, ведь если нет более достойных, чем он, значит, нет и более сильных, чем он. То, что нет и менее достойных, а значит и менее сильных, чем он, ничуть не умаляет его собственной внутренней силы. Внутренняя сила, это духовная, а не физическая категория. Такую внутреннюю силу невозможно отнять, в отличие от “значимости”, которая зависит не от внутренних, а от внешних причин. Популярность и известность проходят, богатые разоряются, государственные деятели снимаются с должности или просто уходят в отставку. Их “значимость” или “значительность”, связанные с внешними атрибутами их жизни уходят вместе с материальными благами. Они остаются теми, кем они подсознательно и ощущали себя всю свою жизнь – совершенно пустыми и ничтожными существами. Мыльные пузыри их “значительности”, которые выглядели красивыми и радужными только благодаря их поклонникам, деньгам или должностям, родственным или деловым связям, лопаются с оглушительным треском. Хотя есть и такие, которые, благодаря своей глупости и апломбу (качества совершенно неотрывные друг от друга), осознают это только в последние мгновения своей жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Концепция государства у Конфуция
          ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Высказывания Конфуция
    Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту. - - - Лишь та - ошибка, что не исправляется. - - - Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела. - - - Перед челов ...

    Разделы