Любовь. Трансцендентный уровень.
Другое / Любовь, как философская категория / Любовь. Трансцендентный уровень.
Страница 5

"Когда я размышляю о мимолетности моего существования, погруженного в вечность, которая была до меня и пребудет после, и о ничтожности пространства, не только занимаемого, но и видимого мной, пространства, растворенного в безмерной бесконечности пространств, мне не ведомых и не ведающих обо мне, – я трепещу от страха и спрашиваю себя, – почему я здесь, а не там, ибо нет причины мне быть здесь, а не там, нет причины быть сейчас, а не потом или прежде.

Чей приказ, чей помысел предназначил мне это время и место?" (Паскаль Б. Из "Мыслей" // Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы).

Если отделённость есть ощущение своей отдельности от людей и мира, то отчуждённость есть ощущение своей беззащитности перед миром и людьми. Преодолевая собственную отчуждённость, человек стремиться к единению с другими людьми. Один – я ничто, вместе – мы сила. Но, здесь человек сталкивается с ещё одной проблемой – невозможностью полного взаимопонимания между людьми. Мы не в состоянии проникнуть хоть сколько-нибудь глубоко не только во внутренний мир других людей, но и в свой собственный. Одна из причин этого описана выше – страх собственной ничтожности перед бесконечностью мира. Другая причина более приземлённая, корни которой лежат в самих человеческих взаимоотношениях.

Каждый человек является носителем огромного количества слабостей, страхов и комплексов. Это результат как биологической природы человека, которая закладывает их в каждого из нас на уровне инстинктов, так и их приобретения в процессе рождения, взросления и сознательной деятельности. Именно наличие этих слабостей, страхов и комплексов не позволяет человеку раскрываться перед другими людьми больше минимально необходимого для общения уровня, чтобы избежать уязвимости перед ними. Каждый человек раним, особенно в том, что касается его индивидуальных, как психологических, так и физиологических особенностей. Совершенная бесчеловечность социальных взаимоотношений, утверждаемая на протяжении тысячелетий, вынуждает человека скрывать свой внутренний мир от посторонних взглядов. Поэтому возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, человек стремиться к единению с другими людьми, чтобы избавиться от своей беззащитности перед миром. С другой стороны, человек в этом единении, не позволяет себе раскрываться больше необходимого минимума, чтобы не быть беззащитным перед людьми.

Тем не менее, люди стремятся к преодолению своей отчуждённости от других, и одним из самых распространённых способов такого преодоления является единство, основанное на приспособлении к группе, её обычаям, практике и верованиям. На уровне взаимодействия существует множество социальных структур, которые являются своеобразными кругами единения. Семья, род, нация, раса, человечество. Друзья, трудовой коллектив, партия, социальный класс, государство, – все эти социальные структуры, как и многие другие, есть круги единения. Для всех этих структур, как кругов единения существует простое, но незыблемое правило: “чем большее количество людей входит в круг единения, тем сильнее этот круг, как социальная структура, но тем слабее сила единства между людьми, его составляющими”. Верно и обратное утверждение: “чем меньше людей входит в круг единения, тем больше сила их единства”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Введение
      В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и глубочайшие философские идеи, составляющие ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Разделы