PhieXperts.ru
Деятели философии
Религиозная философия (Владимир Соловьев)Другое / Религиозная философия (Владимир Соловьев)Страница 4
Соловьев создал философскую концепцию религии, которая не была конкретной религией - православием, католичеством, протестантизмом, он ратовал за универсальную религию - христианство, за союз православной и католической религий.
Этот союз он понимал как "такое сочетание, при котором каждая религия сохраняет своё образующее начало и свои особенности, упраздняя только враждебность и исключительность".
Предельно высшим единством сущего, по Соловьёву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное единство сущего.
Всё неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством.
Всё материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, то есть смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства.
Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства.
Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте.
Эти три начала - благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма.
Рассматривая роль философии в истории человечества, Соловьев ставит вопрос: "Что же делала философия?" - и отвечает: "Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание.
Она низвергала всех ложных богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества. Она делает человека вполне человеком".
Им была заложена основа собственного философского принципа всеединства - оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой философской мысли.
Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословной мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.
Реальный мир представлял у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего, - это тело Божие или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними выступала София - Мудрость Божия.
Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соловьев не мог признать его совершенным, но лишь идущим к совершенству.
Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии.
Призванием человека, который является, по словам Соловьёва, "центром всеобщего сознания природы", выступает его мессианская по отношению к природе роль - роль её освободителя и спасителя.
Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства.
В силу своего посреднического положения человек призван видоизменить природу до её одухотворения, совершенной интеграции.
Смотрите также
Русская философия XIX – XX веков
...
Движение
...
Моделирование как метод познания окружающего мира
История
моделирования как метода познания.
Моделирование как познавательный приём неотделимо
от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об
обществе, постр ...