Религиозная философия (Владимир Соловьев)
Другое / Религиозная философия (Владимир Соловьев)
Страница 2

Задачи философии состоят в том, чтобы осуществить универсальное соединение науки, философии и религии. При этом истинное знание реальности ведет к религиозному, христианскому мировоззрению.

Для Соловьева большое значение имеет понятие абсолютного, которое означает единство всего, что существует.

Абсолютное содержит 2 полюса:

1) абсолютное единство, которое находится выше всякого существования, оно представляет положительную потенцию существа;

2) начало существования, стремление к существованию - это отрицательная потенция абсолютного, выражающая отсутствие существования.

Человек должен стремиться к преодолению всех проявлений зла и несовершенства.

Человек постоянно совершенствуется, но он не будет иметь в этом успеха, если не принесет себя в жертву из-за любви к Богу.

Бог - положительное нечто, которое стоит за пределами любых форм и содержания. Бог - нечто сверхчеловеческое.

Хотя Бог свободен от существования, он существует в трех лицах. Три ипостаси Св. Троицы представляют собой выражение трех абсолютных ценностей: блага, истины и красоты.

Для Соловьева человек - это вершина творения. Идеально совершенным человеком является Иисус Христос.

Значительное место в творчестве Соловьева занимает понятие "София". София выступает у Соловьева как пассивное начало, вечная женственность. София выступает как душа мира, т.к. она - единственный центр воплощения его божественной идеи.

Соловьев также разработал учение о Богочеловечестве, которое занимает важное место в его религиозной системе.

Оно направлено на истолкование истории человечества и общественной жизни.

Для Соловьева Богочеловек - это одновременно и индивидуум, и универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем выражается единство блага, истины и красоты.

Богочеловек - это индивидуальное проявление Царства Божиего. Но человечество в целом также стремится к универсальному проявлению Царства Божиего, которое представляет собой собственное испытание человечества.

В мире все стремится к единству, что является непременным условием абсолютного совершенства. Всё это - результат эволюции природы.

Для Соловьева абсолют - это всеединство, которое существует в мире, а мир это всеединство, находящееся в состоянии становления.

Согласно Соловьеву, мир претерпевает два этапа своего развития: природу и историю.

На этапе эволюции природы формируются предварительные ступени единства мира, которых насчитывается пять: минеральное, растительное, животное, человеческое, Божие.

Для Соловьева человек выступает определенной связью между божественным и природным миром в силу того, что он - нравственное существо.

Исторический процесс для Соловьева - это совместное осуществление добра. В связи с этим Соловьев рассматривал проблему соотношения отдельной личности и общества.

Он полагал, что "общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество". "Каждое лицо есть нечто особенное и незаменимое и, следовательно, должно быть самоцелью, а не средством или орудием только, - это право лица по существу своему, безусловно".

Условия совершенствования - свободное развитие человека. Соловьев полагал, что общественное развитие приведет к возникновению идеальной человеческой цивилизации, которую мыслил как теократию.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Философия древнего мира и средневековья
      ...

    Противоречие
      ...

    Материя
      ...

    Разделы