Первая атомная эпоха
Другое / Концепция атомизма. Античность и современность / Первая атомная эпоха
Страница 1

Гений – это способность видеть невидимое.

Жозеф Жубер

1.3.1 Общий обзор

Как мы знаем, грекам была свойственна парадоксальность мышления, делающая их замечательными исследователями.

Как позже заметит Энгельс, греческие натурфилософы были прирождёнными стихийными диалектиками и стремились познать мир во всей его полноте и взаимосвязи. Эта, с позволения, особенность эллинского восприятия Универсума позволила им критически анализировать достаточно стройные теоретические модели предшественников и строит на их основе принципиально новые выводы. Именно так осуществил переворот в философии Демокрит из Абдеры.

Стоит заметить, что Демокрит вовсе не был первым человеком, использовавшим атомарную концепцию для толкования бытия. Левкипп, учитель Демокрита (500 – 440 до н.э.). Более ранние проблемы движения и бесконечной делимости элеатов он разрешил радикально – путём введения в мироздание небытия, пустоты. Цельное бытие у него принимает форму бесконечного числа дискретных неделимых атомов ( от др.-греч. atomos – «неделимый, нерассекаемый») – абсолютных «кирпичиков», составляющих весь материальный мир. Атомы без пустоты немыслимы и обладают рядом фундаментальных свойств, среди которых Левкипп выделяет форму, порядок и положение. Атомы обладают свойством естественного движения в пустоте. В целом, Левкипп создал все предпосылки для развития своего учения, что и проделал Демокрит.

Демокрит (460-370 до н.э.) – один из ярчайших греческих умов досократовского периода. Его жизненный путь был достаточно примечателен: родился в городе Абдеры, много и долго путешествовал. По его собственным словам: «… Я объездил больше: чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя её, я видел больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом ученых людей. И никто не обличил меня в ошибках при складывании линий, сопровождающихся доказательством. Я провел на чужбине около 8 лет». После продолжительных странствий, Демокрит вернулся в Абдеры. Путешествия Демокрита и его личные связи с философами и выдающимися учеными ряда стран в известной мере способствовали возникновению такой совершенной по тому времени материалистической системы, какой являлось учение Демокрита. В Абдерах существовал закон, согласно которому, каждый гражданин должен был преумножить имущество, доставшееся ему в наследство, а если гражданин нарушал этот закон, то такого гражданина изгоняли. Демокрит же во время путешествия истратил все свое наследство и таким образом подлежал изгнанию. По словам Антисфена, Демокрит, чтобы избежать наказания, читает на суде своё самое значимое произведение – «Большой мирострой». Оно было оценено в такую же сумму, что и наследство Демокрита, а по некоторым источникам и в пять раз большую – 500 талантов. Демокрита почтили медными статуями, за его деятельность в дальнейшем, за полезные советы городу ему дали почетное прозвище «Мудрость». Неизвестно точно, в какое время, но возможно, когда родина оказалась в опасности, его сделали архонтом, и за свои заслуги он получил прозвище «Патриот». Демокрит был похоронен в родном городе за государственный счет. Об уважении к Демокриту его сограждан, свидетельствует древняя Абдерская монета с гербом города и надписью «При Демокрите». Демокрит был известен в античности как большой знаток политической истории Греции.

Очевидно, что такое признание не могло произойти чудесным образом. В Греции того периода философское мировоззрение всё ещё оставалось маргинальным и часто не одобрялось. Демокрит был великим учёным, опередившим своё время, создавшим всеобъемлющую и крайне логичную атомистическую концепцию бытия.

В атомической системе мы просматриваем многие учения ранней Греции, однако осмысленные и дополненные. Даже важнейшие принципы - принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимание физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения - все это было уже заложено в философских системах, предшествующих атомизму. Но более развитию атомизма способствовали не достижения предков, а их затруднения (вспомним апории Зенона). Атомисты при изучении сущего пошли не по тому пути, по которому шли Парменид и Ксенофан, но, по-видимому, но прямо противоположному. Аристотель объясняет это следующим образом: «Некоторые из древних полагали, что необходимо, чтобы бытие было едино и неподвижно. Ибо пустоты не существует, а при отсутствии пустоты невозможно движении. Исходя из таких рассуждений, некоторые ученые вышли за пределы ощущений и пренебрегли ими, т.к. считали, что можно следовать разуму. Левкипп же был убежден, что у него есть теория, которая, исходя из доводов, согласных с чувствами, не сделает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, ни движение, ни множественность вещей».

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Разновидности позитивизма
    В 20-е годы формируется третья разновидность позитивизма - неопозитивизм. Его естественнонаучными предпосылками были действительные трудности современной науки, связанные в основном с пробле ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Конфуций - Учитель с большой буквы
    С чем у обычного человека ассоциируется Китай? Ну, наверное, в первую очередь с легендарной многочисленностью китайцев, давно ставшей темой анекдотов. Затем вспоминаются иероглифы, шелк, китайская кух ...

    Разделы