Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.
Другое / Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.
Страница 13

Важнейшим архетипом, по Юнгу, является Самость. Это целостность человека как индивидуальности, такое сущее, которое может сказать: «Я».

Энергия понимания

1. Какими основаниями и условиями можно объяснить становление неклассической философии?

2.

Как Вы оцениваете критику христианских принципов Ф. Ницше? Во всем ли Вы с ним согласны?

3. В чем драматизм проблемы выбора в философии экзистенциализма?

4. Объясните философский смысл основного принципа экзистенциализма (по Сартру).

5. Почему свобода порождает проблемы? Может ли человек выбрать несвободу?

6. Каков механизм феноменологического метода?

Фрагменты из классичеси х источников

А. Шопенгауэр

«С мыслями бывает именно то же, что и с людьми: их нельзя призывать во всякое время, по желанию, а следует ждать, чтобы они пришли сами».

«Истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее путем собственного мышления».

«Читать должно только тогда, когда иссякнет источник собственных мыслей, что довольно часто случается с самою лучшею головою».

«Моя философия не дала мне никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат».

Ф. Ницше

«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человек важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».

(Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М. : Мысль, 1990. – С. 8–9).

«Я, например, вовсе не пугало, не моральное чудовище, – я даже натура, противоположная той породе людей, которую до сих пор почитали как добродетельную. Между нами, как мне кажется, именно это составляет предмет моей гордости. Я ученик философа Диониса, я предпочел бы скорее быть сатиром, чем святым. …Я не создаю новых идолов. Мое ремесло скорее – низвергать идолов – так называю я «идеалы», в той мере, в какой выдумали мир идеальный, отняли у реальности ее ценность, ее смысл, ее истинность. …Ложь идеала была до сих пор проклятием, тяготевшим над реальностью, само человечество, проникаясь этой ложью, извращалось вплоть до глубочайших своих инстинктов, до обоготворения ценностей, обратных тем, которые обеспечивали бы развитие, будущность, высшее право на будущее».

(Ницше, Ф. Ecce homo [Текст] / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. – М. : Мысль, 1990. – С. 694–695).

М. Хайдеггер

«Стояние в просвете бытия я называю эк-зистенцией человека. Эк-зистенция может быть присуща только человеческому существу, т.е. только человеческому способу «бытия»; ибо одному только человеку, насколько мы знаем, доступна судьба эк-зистенции. ТО, что есть человек, покоится в его экзистенции. Так понятия эк-зистенция, однако, не тождественна традиционному понятию existentia, означающему действительность в отличие от essentia как возможности. Эк-зистенция именует определяющее место человека в истории истины.

Чтобы достичь измерения бытийной истины и осмыслить его, нам, нынешним, предстоит еще, прежде всего, выяснить, наконец, как бытие касается человека и как оно заявляет на него свои права. Подобный сущностный опыт мы будем иметь, когда до нас дойдет, что человек есть в той мере, в какой он эк-зистирует. Сказав это вначале на традиционном языке, мы получим: эк-зистенция человека есть его субстанция».

(Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме [Текст] / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Бытие и время. – М. : Республика, 1993. – С. 198–201).

Ж.-П. Сартр

«Первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам».

(Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм [Текст] / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М. : Политиздат, 1989. – С. 323).

А. Камю

«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего, нужно дать ответ. И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа – за ним последуют определенные действия. Эту очевидность чует сердце, но в нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума».

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

    Смотрите также

    Жизнь, смерть, бессмертие
      Жизнь, смерть, бессмертие — магические слова, которые значат бесконечно много для каждого из нас. Люди задумывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми. Особенно пытаются разобрать ...

    Учение Лейбница
    Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Разделы