Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.
Другое / Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.
Страница 12

Важнейшую роль в формировании психики человека и происхождения неврозов Фрейд отводит сексуальному влечению (либидо). Либидо – основа бессознательного, большинство психических действий человека обусловлены либидо.

Либидо ищет свое выражение:

► в сексуальных действиях;

► в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты.

Сублимация – преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сферы религии и искусства. Творчество необходимо для самовыражения, для выхода наружу скрытых, подсознательных переживаний. В процессе творения эти переживания оформляются в виде конкретных образов, и наступает своего рода примирение с ними. Кроме того, у человека повышается самооценка, он находит свое место в мире, из которого, как ему казалось, его насильно вышвырнули.

В 1900 г. появляется работа «Толкование сновидений», в которой Фрейд расставляет первые вехи психоаналитической теории. В 1905 г. в работе «Три эссе по вопросам сексуальности» он уточняет мысль, являющуюся определяющей для понимания неврозов, о «детской сексуальности». Кроме того, предпринимает более широкое толкование различных видов деятельности человека. Рассматривая психоанализ как возможный способ приблизиться к культурным явлениям, он исследует искусство, религию: «Будущее одной иллюзии» (1927), право и процессы становления человеческих цивилизаций: «Тотем и табу» (1912), «Неудовлетворенность в культуре» (1930).

б). Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – швейцарский психолог и психиатр, вторая после Фрейда фигура психоаналитического направления.

Став основателем аналитической психологии, он развил собственное представление о бессознательном, не совпадающее с идеями Фрейда. Его дружба с Фрейдом началась в 1907 г., когда взгляды Юнга, практикующего психиатра, уже сложились, а в 1913 г. последовал разрыв между этими крупными психоаналитиками из-за серьезных теоретических расхождений.

Собственно ссора между Фрейдом и Юнгом произошла именно на почве толкования сновидений. Они пытались язык сновидений переводить на язык привычной нам повседневной реальности. Фрейд задавал вопрос: почему снится сон, Юнг – зачем снится сон. Юнг считал, что сновидение есть не что иное, как послание человеку из коллективного бессознательного, поэтому сновидения надо не только запоминать и анализировать, но к ним необходимо прислушиваться, тогда они смогут вести человека по его жизненному пути.

По Юнгу, под индивидуальным бессознательным существует другой тайный пласт, выводящий нас за пределы индивида – коллективное бессознательное. Это бессознательное уже нельзя было понимать как чисто природную силу как у Фрейда. Коллективное бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории, в период первобытности.

Бессознательное не только говорит нам о прошлом, оно способно повествовать и о будущем. Так, самого Юнга в 1912 г. посещали страшные образы надвигающейся катастрофы, ужасного побоища, он видел горы, залитые кровью. Вскоре разразилась Первая мировая война. Целый ряд подобных фактов позволил Юнгу сделать вывод о предсказательной силе бессознательного.

Коллективное бессознательное не имеет границ и присуще всем людям. Структурными элементами коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы находятся вне пространства и времени, принадлежат к некоей иной реальности, в некотором смысле это идеи, универсальные образы, закодированные в структуре головного мозга. Это «зашифрованная» история человечества, или иными словами, генетическая память человечества.

Архетипы приходят к человеку через сны, образы, мифы, художественные произведения, они выражают себя через психические реакции и отклонения в поведении. Юнг описывает выявленные им основные архетипы.

Анима и Анимус – архетипы женственности и мужественности соответственно. Женщина обладает не только собственным женским началом, но и мужским. Доминирование в мужчине Анимы выражается в его женоподобном поведении, неспособности принимать самостоятельные решения. Мужской архетип во внутреннем мире женщины вызывает в женщине мужеподобное поведение, делает ее активной, агрессивной и самоуверенной, заставляет стремиться к власти.

Юнг выделяет и такие архетипы, как Персона и Тень. Персона – совокупность наших социальных ролей, те маски, которые мы носим, не будучи тождественны им. Согласно, Юнгу, персона дает возможность индивиду взаимодействовать с окружающим миром, отражая ту роль, которую человек играет в нем. Это путь достижения компромисса между внутренней психологической структурой личности и обществом. Таким образом, Персона дает возможность индивиду приспосабливаться к требованиям его окружения. Тень – это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

    Смотрите также

    Философия ХХ века
      ...

    Что такое философия?
      ...

    Концепция государства у Конфуция
          ...

    Разделы