Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.
Другое / Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.
Страница 11

Наиболее яркие представители неотомизма: Э. Жильсон (1884 – 1978), Ж. Маритэн (1882 – 1973), и др.

8). Психоанализ

Психоанализ – философское направление, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Ключевое понятие психоанализа: бессознательное – особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание. Особая форма жизни бессознательного – сновидения. По Фрейду, сновидения – это реализация скрытых стремлений человека, того, что было не реализовано в реальной действительности.

Едва возникнув, это направление коснулось целого ряда прежде запретных тем, связанных с жизнью бессознательного начала в человеке: темы сексуальности, темы снов и грез, темы жажды агрессии. Родившись в начале XX в. в исследованиях З. Фрейда как психотерапевтическое направление, психоанализ вскоре соединил в себе психологические и собственно философские аспекты, став поистине синтетической дисциплиной по изучению человека.

а). Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач, невропатолог, психиатр, психолог.

Он начал свою исследовательскую и творческую деятельность как невропатолог. Его интересовали случаи истерического паралича, заикания, фобии и других сбоев в организме и поведении, которые невозможно было объяснить чисто физиологическими причинами. Наблюдая за больными, анализируя поведение людей после гипноза, Фрейд пришел к выводу, что в основе истерии и других психогенных заболеваний лежат психические заболевания, не доходящие до сознания больного, – страхи, обиды, потрясения, которые как бы намеренно забыты человеком, потому что сознание их стыдится или боится. Они не могут быть им отреагированы и вызывают болезненные симптомы. Обнаружив это, Фрейд вместе с другим врачом – Й. Брейером в 1890 – 1897 гг. создает катартический метод лечения истерии. Катарсис – это очищение, разрядка, обновление внутреннего мира. Согласно этому методу, врач должен снять амнезию, вернуть больному память о забытом травматическом событии, и само освобождение от страшного и постыдного, давившего изнутри, принесет излечение. Вмешательство врача прерывает «бегство в болезнь», позволяет человеку осознать то, от чего он в ужасе отворачивался. Болезненные симптомы (параличи, заикания) снимаются, и человек выздоравливает, но ценой этого оказывается осознание: встреча лицом к лицу с собственным несовершенством, страхом или проблемой.

В 1897 – 1920 гг. Фрейд создает оригинальное учение о роли бессознательного в жизни людей. Бессознательное образуется с младенчества путем вытеснения из ясных пластов психики тех комплексов переживаний, которые неприемлемы для человека. По Фрейду, это, прежде всего, переживания сексуального характера. То, что соответствует реальности и требованиям сознания, принимается, а то, что не соответствует, вытесняется в систему бессознательного. Вытесненные страхи и запретные желания никогда не умирают и не теряют силы.

Поскольку запретные желания и страхи вытеснены в бессознательное, но обладают огромной энергией, они все время стремятся выбраться «наружу», проникнуть в сознание и ищут для этого окольные пути. Отдушиной для вытесненных влечений оказываются невротические симптомы; символы разного рода, являющиеся человеку по преимуществу во снах и грезах; в состоянии бодрствования «случайные», спонтанные действия, описки и оговорки, «странности».

Метод психоанализа предполагает скрупулезный и внимательный анализ снов, описок и оговорок. Он пользуется также методикой «свободных ассоциаций». Психотерапевт ведет с пациентом беседу таким образом, чтобы тот проговаривал все, что ему приходит в голову. Из этого «всего» и вылавливаются замаскированные случайностью и незначительностью символы бессознательного, которые затем должны быть истолкованы психоаналитиком.

В 1920 – 1939 гг. Фрейд создает новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека. Он предлагает следующую модель психической структуры личности:

Ø Высшая инстанция в структуре душевной жизни – «Сверх-Я» (супер-Эго) – давящая и влияющая на личность внешняя реальность: законы, запреты, мораль, культурные традиции. Это источник моральных принципов человека, которые проявляются в сознании. «Сверх-Я» - это внутренний цензор, совесть.

Ø Сфера сознания – «Я» (Эго), которая может контролировать «Оно», это посредник между «Сверх-Я» и «Оно», между влечением и удовольствием. «Я» руководствуется требованиями реальностями.

Ø Сфера бессознательного – «Оно» (Ид) – неосознаваемые влечения и инстинкты. Инстинкт жизни (Эрос) – стремление к самосохранению и продолжению рода, что проявляется в сексуальном влечении (либидо). Инстинкт смерти (Танатос) – агрессивная сила, которая подталкивает человека к разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

    Смотрите также

    Философия в XIX веке
      ...

    Введение
      В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и глубочайшие философские идеи, составляющие ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Разделы