Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
Другое / Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
Страница 4

Что же касается культурного развития России, то для нее характерен напряженный поиск своего места в мире. Об этом свидетельствуют альтернативные концепции «западников» и «славянофилов» с их установками на западный путь развития российского общества и на самобытный, основанный на «соборности», «общем деле» и «традиции».

Существует и такое понимание культурного типа России, как евразийство. Это концепция социокультурного развития России возникла в начале 20-х годов ХХ века в среде русской эмиграции, пытавшейся разобраться в происшедших потрясениях и определить пути дальнейшего развития России. Они учитывали влияние на российскую культуру и западное (реформы Петра I) и восточное (татаро-монгольское иго) и византийское (в период Киевской Руси), которые синтезировались в единство. Также отмечали важную роль азиатского элемента, который проявился в организации централистско–деспотического, самодержавного государства, подчинение человека обществу и государству, правовой нигилизм, стремление к экспансии, установка на коллективность, склонность к насилию и доброте, широта души и вольность.

Темы поднятые российскими философами о судьбе России продолжают обсуждаться и сегодня, когда наступил кризис всех сфер российской общественной жизни. Возможно, этот разговор принесет свои положительные результаты, поможет раскрыть внутренний потенциал, российской культуры, который позволит выйти человечеству на новый этап своего развития.

Глобальные проблемы современности и перспективы развития человечества. Учение о ноосфере

Последнее столетие всемирной истории ознаменовалось бурным развитием науки, техники, производства, созданием транснациональных корпораций, глобальной информационной сети Интернет (с. 9), расширением сферы торговли так, что она соединила практически все страны мира в единый рынок. Трансформация мира в единое целое во многом произошла и в сфере науки, культуры, политики. То есть, если раньше мир представлял собой совокупность автономно развивающихся стран, цивилизаций, которые сталкиваясь со своими проблемами могли решать их на локальном или региональном уровне, то теперь в результате процессов глобализации всех сфер жизни общества и образования мирового сообщества как целостного единства, человечество встало перед необходимостью решать глобальные проблемы.

Понятие «глобальные проблемы современности» получило распространение в конце 60-х – начале 70-х годов. Термин «глобальный» происходит от латинского слова globus – земной шар, следовательно, глобальные проблемы – это проблему общие для жителей всей планеты, независимо от того, в какой части ее они находятся. Их общие черты заключаются в том, что они затрагивают интересы каждого человека, государства, региона и человечества в целом, являются мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Решение глобальных проблем предполагает объединение усилий практически всех государств мира, всего мирового сообщества, а их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для всего человечества. Отличие глобальных проблем, например, от региональных или локальных, еще и в том, что они формируются как бы исподволь, достаточно длительное время и не всегда сразу себя обнаруживают. Причем все они находятся в очень сложной взаимозависимости, что решение одной, предполагает учет влияния на нее других проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Философия ХХ века
      ...

    Материя
      ...

    Разновидности позитивизма
    В 20-е годы формируется третья разновидность позитивизма - неопозитивизм. Его естественнонаучными предпосылками были действительные трудности современной науки, связанные в основном с пробле ...

    Разделы