Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
Другое / Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
Страница 2

Термин «цивилизация» (с. 11) происходит от латинского civilis – гражданский и характеризует определенный уровень общественного развития или социальную форму организации жизни общества. Он был введен в философский обиход в XVIII веке и сначала использовался французскими философами – просветителями как синоним понятия культуры.

То есть цивилизацией называлось общество, основанное на началах разума и справедливости. В современной литературе термин «цивилизация» используется в разных смыслах. Например, для обозначения исторической ступени в развитии человечества, начавшейся после варварства, когда в обществе стали образовываться классы, появились государства, возникла письменность и т.п. Понятие цивилизации используется также как характеристика целостности человечества, его общего единства, например, когда говорят о мировой цивилизации. Термин «цивилизация» может характеризовать материально-техническое обустройство жизни, т.е. то, что дает комфорт, удобство в повседневной жизни. Возможно представление о цивилизациях как о локально-исторических образованиях. (Н. Данилевский, А. Тойнби и др.). Также этот термин может использоваться для обозначения гипотетических внеземных цивилизаций, которые представляются высокоразвитыми сообществами гуманоидов, овладевших законами времени и пространства, материи и духа.

Когда идет речь о соотношении понятий «культура» и «цивилизация», то не каждый из этих смыслов может быть употреблен. Обратимся к примерам. Н.А. Бердяев (с. 68) считает, что культура имеет религиозные основы. Он писал: «Цивилизация в противоположность культуре не религиозна уже по своей основе, в ней побеждает разум «просвещения», но разум этот уже не отвлеченный, а прагматический разум». Далее он продолжает: «Цивилизация есть подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни. Цели жизни меркнут, закрываются. Сознание людей цивилизации направлено исключительно на средства жизни, на технику жизни…»). Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. -С.168, 169).

Интересны на этот счет рассуждения Н.К. Рериха (с. 76). Он писал: «…сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, т.е. цивилизации, которая в своем синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибнуть, может совершенно уничтожаться, но культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль». (Рерих Н. Твердыня пламенная. – Рига: Виеда, 1991. С.28). То есть мы знаем, давно нет на планете Земля ни древнеегипетской, ни древнекитайской, ни древнегреческой цивилизации как формы социально-экономического, гражданского устройства общества, но их Культура, их дух являются тем наследием, которое мы и сегодня можем использовать как некую базу для нашего дальнейшего культурного, духовного роста.

Культура и цивилизация, представляют собой два неотъемлемых аспекта человеческого общества, т.е., как отмечает Л.В. Шапошникова, его дух и материальную форму. Они могут выступать в разные периоды истории в различной степени своего проявления, дифференциации или синтеза. Это обстоятельство является причиной определенного расцвета, социально-экономического благополучия общества или его упадка, стагнации, гибели. (См. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1999. -С.12).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Движение
      ...

    Деятельность, субъект, объект
      Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом семействе. ...

    Разделы