Общество как развивающаяся система
Другое / Общество как развивающаяся система
Страница 8

В разные исторические эпохи эстетические ценности обретали различный характер. Например, в средневековье эстетические проблемы были тесно связаны с религиозными. При этом искусство не рассматривалось как самоценная область духовной деятельности, а считалось средством выражения Бога как источника красоты и гармонии.

В эпоху Возрождения эстетические интересы перемещаются в сторону человека как мыслящего, создающего, творящего мир красоты, т.е. здесь доминировал дух гуманизма. В эпоху Просвещения ее идеи активно проникали и в эстетическую теорию: осмысливалось общественное предназначение искусства в деле демократизации общества, подчеркивалась его воспитательная, просветительская функция, т.е. с помощью искусства пытались решить социальные задачи. В эстетической концепции ХХ века преобладает смещение акцентов в сторону интереса к творческой личности, т.е. рассматривается в качестве средства самораскрытия внутреннего мира художника, а также универсального средства общения и осмысления действительности.

Нравственные ценности

занимают совершено особое место в системе человеческих ценностей, т. к. именно моральное сознание определяет поведение людей, формирует то или иное качество отношений между людьми, социальными группами, в социуме в целом. Нравственный критерий как оценочное основание применим ко всем сторонам человеческой жизнедеятельности.

Проблемами нравственного осмысления действительности занимается специальная отрасль философского знания, которая получила название этика

. Она возникает в античности. Аристотель в работе «Никомахова этика» разрабатывает категории блага, добродетели, счастья, определяет критерий нравственной оценки, анализирует главные пороки и морально недостойные поступки, объясняет понятие справедливости и несправедливости. Стоики и эпикурейцы обращают внимание на проблему добра и зла. Важнейшей этической идеей христианства является идея духовного равенства – равенства всех перед Богом, а также идеи гуманизма – человеколюбие, бескорыстие, милосердие. Этика эпохи Возрождения сформировала идею принципиального равенства всех людей независимо от их происхождения и положения в обществе. В Новое время Б. Спиноза дает определение человеческой свободы, согласно которому, свободным человеком является тот, который руководствуется собственным разумом и идет своим путем. Основная мысль философов эпохи Просвещения – в условиях цивилизованного общества человек утрачивает мораль и свободу. Поскольку собственность делает человека зависимым, то истинная свобода состоит не в обладании, а в отказе от собственности, что возможно лишь в обществе, возвращенном в «естественное состояние».

И. Кант

в основу своей этики положил внутренний нравственный закон личности или категорический императив, в основе которого лежит понятие долга. С кантовскими созвучны этические представления Гегеля, в особенности его рассуждения о долге «всеобщего человеколюбия» и обязанностях. Гегель также рассматривает мораль в соотношении с правом. Ницше же считает, что совершенный человек не нуждается в несовершенной морали – он выше всех нравственных установлений. Л.Н. Толстой как представитель этики ненасилия считал, что главное заблуждение авторов политических учений в том, что они считают возможным посредством насилия соединить людей так, чтобы они все, не противясь, подчинились одному и тому же устройству жизни. Интересными являются идеи современной этической концепции Альберта Швейцера

– это благоговение перед жизнью в любой форме, сохранение жизни, облегчение страданий живущим.

Религиозные ценности

. В определении понятия религии существуют значительные разногласия. Большинство же специалистов связывает феномен религии с особой формой человеческого опыта – верой в священное. Представления о священном, особенно на ранних этапах, у разных народов отличаются и лишь позднее они обретают этические характеристики, связанные с понятиями абсолютного блага, истины, красоты. Существует три мировых религии: буддизм, христианство и ислам.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Разделы