PhieXperts.ru
Деятели философии
Общество как развивающаяся системаДругое / Общество как развивающаяся системаСтраница 6
– это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций. Индивидуальность
– это культурологическое выделение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность».
Здесь понятие индивидуальности указывает на своеобразие индивида.Как следует из сказанного, новорожденный человек – это еще не личность, а индивид. Личностью человек становится в результате социализации
– процесса усвоения индивидом определенной совокупности социальных норм и ценностей, позволяющих ему жить в качестве полноправного члена общества. Благодаря процессу социализации осуществляется воспроизводство общественной жизни, продолжается история общества.
Развивая тему, следует отметить, что история общества складывается из поступков людей. Но почему люди совершают какие-то конкретные поступки? Известно, что всякий сознательно совершаемый поступок мотивирован. Что такое мотив?
Мотив
– это внутреннее побуждение к действию, связанное с определенным стимулом. Один и тот же предмет может вызывать у разных людей противоположные реакции. Стимулом для деятельности становится то, что представляет интерес для человека.
Интерес
– это направленное внимание личности на определенный предмет, объект. В основе интереса лежит потребность.
Потребность
– это состояние нужды в чем-либо. Если это состояние вызвано физиологической или биологической нуждой организма, то потребность будет называться физиологической
или биологической
. Если это состояние вызвано проблемами социального бытия индивида, то потребность называется социальной
. Если человек, испытывает нужду в так называемой духовной «пище», то речь будет идти о духовных
потребностях, т.е. желании общаться с произведениями высокого искусства, красотой, стремлении к гармоничным человеческим отношениям, нравственному совершенству, творческому самовыражению, проявлению религиозных чувств и т.п.
Таким образом, в конечном счете поведение человека, его поступки детерминированы его потребностями. Важную роль в формировании потребностей личности играет социальная среда, которая выступает как в виде микросреды
, так и макросреда
.
Гармоничное сочетание трех уровней потребностей дают гармоничного человека. Доминирующие же, сильные потребности в чем-либо находят свое выражение в конкретных ценностных ориентациях.
Важным философским вопросом является вопрос о ценностях человеческого существования.
Сложные взаимоотношения между человеком и обществом окружающей природой действительностью направляют его не только к познанию мира, объективных законов существования, но постоянно вынуждают дифференцировать свое отношение к фактам его бытия, по-разному оценивать действительность, с которой приходится сталкиваться. Оценка эта происходит в зависимости от значимости фактов, явлении для человеческой жизни, удовлетворения его потребностей. Таким образом, ценность
– это предмет или качество человеческой жизни, которое является значимым для человека и может носить как материальный, так и духовный характер.
Ценности формируют ценностные ориентации
, которые выражают личную значимость определенных явлений в жизни человека, направленность его духовные устремлений и практической деятельности.
Существует раздел философии – аксиология, предметом изучения которого являются ценности. Изучение человеческих ценностей представляет большой практический интерес. Ценности тесным образом связаны с мировоззрением человека и выражают собой особый аспект отношений человека к миру, окружающей действительности, смыслу своей жизни и деятельности. В этой связи можно вспомнить притчу о строителях собора в Шартре. На вопрос о том, как они оценивают свое участие в строительстве, первый ответил, что он совершает трудную работу и только; второй ответил: «Зарабатываю хлеб семье»; третий же с гордостью сказал: «Я строю Шартрский собор!».
Смотрите также
Материя
...
Философское понимание мира
...
Моделирование как метод познания окружающего мира
История
моделирования как метода познания.
Моделирование как познавательный приём неотделимо
от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об
обществе, постр ...