PhieXperts.ru
Деятели философии
Общество как развивающаяся системаДругое / Общество как развивающаяся системаСтраница 4
То есть гражданское общество предполагает сферу реализации особенных, частных интересов отдельных индивидуумов – это и является причиной возможного усложнения отношений между государством и гражданским обществом.
В этой связи Н.А. Бердяевписал: «государство по своему происхождению, сущности и цели совсем не дышит и не движется ни пафосом человеческой личности, хотя оно имеет отношение и к свободе, и к добру, и к личности. Государство есть прежде всего организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи, экспансии, образования больших исторических тел. Принудительно поддерживая минимум добра и справедливости, государство никогда не делает этого из любви к добру и из доброты, доброта чужда государству, оно делает это потому, что без минимума добра и справедливости наступит хаос и грозит распадение исторических тел». Судьба личности не интересует государство, что и является основой вековой борьбы, трагического конфликта, который, по выражению Бердяева, представляет собой «непреодолимую парадоксию». Суть ее заключается в том, что личность признает за государством его определенную ценность и готова действовать в нем, неся жертвы, но она восстает против «холодного чудовища», которое давит всякое личное существование.
Очевидно, что по сути эта непрекращающаяся борьба между государством и гражданским обществом в ее зримых и незримых формах позволяет сохранять то динамическое равновесие, при нарушении которого возникает либо хаос и дезорганизация, либо тирания и насилие. О степени развитости гражданского общества можно судить по уровню активности граждан и их добровольных объединений.
Общество и личность. Ценности человеческого существования: нравственные, эстетические, религиозные
Человек и общество – противоречивое социальное единство. Как человек не может состояться без общества, так и общество являет собой результат человеческой деятельности и взаимоотношений людей. Человек в процессе своей жизнедеятельности непрерывно реализует свой внутренний потенциал в разнообразных формах, образуя при этом все новые связи с явлениями окружающей действительности, создавая новые предметы и отношения, т.е. осуществляя процесс объективации
. В тоже время, опираясь на социальную базу, человек воспроизводит себя как субъекта, как неповторимый, уникальный феномен, индивидуально сочетающий в себе совокупность биологических, социальных и духовных качеств, т.е. осуществляется субъективациячеловека в обществе.
Считается, что возникновению и укреплению тесного взаимодействия человека и общества способствовала естественным образом возникающая система личной взаимозависимости людей, обусловленная технологическими требованиями общественного производства. В начале – при переходе от этапа охоты и собирательства к ручному труду, затем – к машинному, индустриальному обществу. Еще более прогрессировал процесс взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества в современных условиях научно-технической революции, доходя до проявления антигуманных тенденций и возникновения глобальных проблем человечества.
Если можно говорить о разных формах и содержании общественных систем, возникающих в конкретно-исторических условиях, то можно говорить и об определенных типах людей: как о деятельных, активных, творческих, так и о безликих, растворившихся в абстрактных социальных качествах, утративших свою индивидуальность, свое «я», что в значительной степени может явиться результатом отчуждения от средств собственности, культуры, образования и т.д. В этой связи важно разобраться с понятием личности
.
В системе гуманитарного знания проблеме личности отводится важное место. Так, исследованием ее прав и обязанностей занимаются юристы, проблемами воспитания и образования – педагоги, особенностями внутреннего психического мира – психологи, как элемента социума личность изучают социологи и т.д.
Смотрите также
Движение
...
Для чего нужно изучать философию?
1. Философствует каждый и каждый
решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к
миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...
Жизнь и труды Лейбница
Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась
Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В
течение последующих нескольких десятилети ...