Общество как развивающаяся система
Другое / Общество как развивающаяся система
Страница 4

То есть гражданское общество предполагает сферу реализации особенных, частных интересов отдельных индивидуумов – это и является причиной возможного усложнения отношений между государством и гражданским обществом.

В этой связи Н.А. Бердяев

писал: «государство по своему происхождению, сущности и цели совсем не дышит и не движется ни пафосом человеческой личности, хотя оно имеет отношение и к свободе, и к добру, и к личности. Государство есть прежде всего организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи, экспансии, образования больших исторических тел. Принудительно поддерживая минимум добра и справедливости, государство никогда не делает этого из любви к добру и из доброты, доброта чужда государству, оно делает это потому, что без минимума добра и справедливости наступит хаос и грозит распадение исторических тел». Судьба личности не интересует государство, что и является основой вековой борьбы, трагического конфликта, который, по выражению Бердяева, представляет собой «непреодолимую парадоксию». Суть ее заключается в том, что личность признает за государством его определенную ценность и готова действовать в нем, неся жертвы, но она восстает против «холодного чудовища», которое давит всякое личное существование.

Очевидно, что по сути эта непрекращающаяся борьба между государством и гражданским обществом в ее зримых и незримых формах позволяет сохранять то динамическое равновесие, при нарушении которого возникает либо хаос и дезорганизация, либо тирания и насилие. О степени развитости гражданского общества можно судить по уровню активности граждан и их добровольных объединений.

Общество и личность. Ценности человеческого существования: нравственные, эстетические, религиозные

Человек и общество – противоречивое социальное единство. Как человек не может состояться без общества, так и общество являет собой результат человеческой деятельности и взаимоотношений людей. Человек в процессе своей жизнедеятельности непрерывно реализует свой внутренний потенциал в разнообразных формах, образуя при этом все новые связи с явлениями окружающей действительности, создавая новые предметы и отношения, т.е. осуществляя процесс объективации

. В тоже время, опираясь на социальную базу, человек воспроизводит себя как субъекта, как неповторимый, уникальный феномен, индивидуально сочетающий в себе совокупность биологических, социальных и духовных качеств, т.е. осуществляется субъективациячеловека в обществе.

Считается, что возникновению и укреплению тесного взаимодействия человека и общества способствовала естественным образом возникающая система личной взаимозависимости людей, обусловленная технологическими требованиями общественного производства. В начале – при переходе от этапа охоты и собирательства к ручному труду, затем – к машинному, индустриальному обществу. Еще более прогрессировал процесс взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества в современных условиях научно-технической революции, доходя до проявления антигуманных тенденций и возникновения глобальных проблем человечества.

Если можно говорить о разных формах и содержании общественных систем, возникающих в конкретно-исторических условиях, то можно говорить и об определенных типах людей: как о деятельных, активных, творческих, так и о безликих, растворившихся в абстрактных социальных качествах, утративших свою индивидуальность, свое «я», что в значительной степени может явиться результатом отчуждения от средств собственности, культуры, образования и т.д. В этой связи важно разобраться с понятием личности

.

В системе гуманитарного знания проблеме личности отводится важное место. Так, исследованием ее прав и обязанностей занимаются юристы, проблемами воспитания и образования – педагоги, особенностями внутреннего психического мира – психологи, как элемента социума личность изучают социологи и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Учение о человеке (философская антропология) При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
      ...

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Разделы