Бердяев о русской революции
Другое / Бердяев о русской революции
Страница 6

Духовные последствия русской революции будет огромны. Эти последствия будут не только отрицательные, но и положительные. Мы переходим не только отрицательные , но и положительные оценки подвержены сомнению.

Приходится переоценивать все социальные ценности. Бисмарк выразил когда – то желание, чтобы нашлась такая страна, которая сделала бы опыт применения социализма, в надежде, что после этого не явится уже желания вторично производить такой опыт. Такая страна нашлась, и она произвела этот опыт в колоссальных размерах. Правда, опыт осуществления социализма в России очень мешает грабёж и разбой. Но социальная революция и не может не напоминать грабежа и разбоя. Но социальная революция и не может не напоминать грабежа и разбоя. Но это видно уже было в античном мире, хотя окончательно это вскрыла русская революция. Либеральная и радикальная русская интеллигенция всегда склонна была думать, что социализм – очень возвышенная вещь, хотя, может быть, и не осуществимая в данное время. Русские радикалы, всегда в глубине души думали, что нет ничего выше, как революционный социализм, что революционер – социалист представляет самый высший человеческий тип, но что они сами по слабости своей и связанности своей житейской средой не могут стоять на этой высоте и идут на компромисс. Русский радикализм никогда не имел своей собственной идеи, он всегда жил чужими идеями, разбавленными водой. Ныне нужно уже иметь свою идею. Отныне нельзя уже будет восторгаться социализмом со стороны, как прекрасной далью. Отныне социализм стоял проблематическим, стал сложной проблемой для сознания, и все нужно переоценить в социализме. Новые души должны прийти, новый дух должен снизойти на несчастную, исстрадавшуюся, погибающую родину нашу. Новые люди должны прийти в Россию, чтобы творить новую жизнь. Вся ткань вашего существа негодна для творчества жизни, ткань либералов, большевиков. И также никогда не могут быть названы новыми людьми разные реставраторы и внешние контрреволюционеры.

Огромный жизненный материал даёт революции для социально - философской мысли. Настало время крушений всех утопий земляного роя, серых, безличных, пустынных утопий, утопий предельного равенства и предельного счастья в небытии. Настало время здорового социального пессимизма, более благородного, более сложного и утончённого, чем оптимизм тупых социальных фанатиков. Ныне непобедимо более суровое отношение к социальной жизни, более ответственное отношение. Социальная мечтательность есть разврат. Плоды этой развратной мечтательности уже известны. Они всегда были одинаковы. Стремление к отвлеченному социальному совершенству есть нечестивое, безбожное стремление. Опыты осуществления земного рая всегда вели к аду на земле, к злобе, к ненависти, к взаимному истреблению, к крови, к насилию. Человек не имеет права быть наивным и мечтательным в жизни социальной, не смеет распускать своей сентиментальности. Он должен быть ответственным мужем, должен видеть зло и грех. Русский народ должен исполнить закон, закон культуры, закон государственности, закон относительного существования на земле. Таков удел грешного человечества. Путь к высшей творческой жизни лежит через закон и искупление. Русский народ – великий, но грешный народ, полный слабости и соблазнов. И ожидание социального чуда есть одна из слабостей русского народа, один из самых больших его соблазнов. Этот соблазн был отвергнут Христом в пустыне. Русскому народу предстоит пройти через суровую дисциплину труда. Революция научит нас, что есть трагическое несоответствие и разлад между духовными вершинами русской жизни и низинной тьмой её. На вершинах давно уже происходит кризис культуры, в то время, как в низинах нет ещё никакой культуры. Необходимо народу русскому пройти ступени, подымающие тьму к свету. Сложна проблема русского мессианизма, и в понимании её можно сбиться на пути самой страшной лжи. Слишком часто русские люди сбивались на этот путь лжи. И самой большой ложью является революционный мессианизм. Большевизм показал, что такое революционный мессианизм, и в этом его заслуга. И ещё имеет он заслугу разоблачения лжи гуманизма, в которой целиком пребывают социалисты – революционеры. В большевизме гуманизм переходит в свою противоположность, в истреблении человека. Всегда остаётся противоположность между большинством и меньшинством, между духовными вершинами и материальными низинами жизни. И вечной остается правда аристократии духа, древняя правда человечества, которой не могут сбросить никакие революции. Человеческий дух должен мужественно противиться напору эмпирии. Революция есть царство эмпирии, опрокидывающая свободу человеческого духа. Но после революции происходит переработка тёмных масс. В этом положительное значение революции».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Гуманизм, либерализм и свобода
      ...

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Разделы