PhieXperts.ru
Деятели философии
Сущность праксеологии Тадеуша КотарбиньскогоДругое / Праксеология Тадеуша Котарбиньского / Сущность праксеологии Тадеуша КотарбиньскогоСтраница 2
В целом, согласно Т. Котарбиньскому, действие тем более рационально, чем лучше оно приспособлено ко всей сумме наличных обстоятельств. Однако это рациональность в вещественном смысле. Рациональность же должна быть понята и в методологическом смысле (когда мы признаем благоразумным или рациональным поведение данного индивидуума, если он поступает соответственно имеющимся у него знаниям).
4.4. «Парадоксы прогресса»
Особенно важна в общем контексте проблематики праксеологии актуализация инновационного потенциала деятелей, так как в результате снимаются существовавшие ранее ограничения на конкретные действия, и расширяется поле возможности субъектов. Однако движение в этом направлении приводит к «парадоксам прогресса». Тадеуш Котарбиньский говорит: «Вес культуры возрастает вместе с накоплением ее элементов. Все больше приходится учиться, все больше нужно запоминать, чтобы быть на ее уровне, а тем более, если возникает желание продвинуться в этой области». Этот феномен Т. Котарбиньский называет «инициативной препарацией». «Груз» культурного наследия одновременно затрудняет «овладение целым» - отсюда главное требование прогресса в современном обществе: «освобождаться от потерявших значение элементов культуры»[1, C. 343].
Еще одна возникающая по мере «инновационного накопления» проблема –тотальность начинает довлеть над индивидуальностью, возвращая ее к выполнению специализированной частичной (пусть и на качественно ином уровне) функции. Соответственно возникает «проблема границ специализации, оптимум которой не обязательно равен максимализму».
Таким образом, круг проблем, поднимаемых Тадеушем Котарбиньским в связи с обсуждением праксеологии, далеко выходит за рамки ее как возможной дисциплины, затрагивая основополагающие темы постнеоклассической науки и методологии как особого типа знания.
4.5. Народные пословицы и поговорки в праксеологии
Большое место среди правил праксеологии занимают народные пословицы и поговорки типа «семь раз отмерь, один раз отрежь», «поспешишь – людей насмешишь». В течение многих веков такие пословицы, басни были своего рода народной наукой, на них учились. Поэтому и для Тадеуша Котарбиньского они не менее интересны, чем для литераторов.
Смотрите также
Философия Лейбница
Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из
своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему,
ставшую одной из отличительных черт немец ...
Моделирование как метод познания окружающего мира
История
моделирования как метода познания.
Моделирование как познавательный приём неотделимо
от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об
обществе, постр ...
Жизнь и труды Лейбница
Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась
Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В
течение последующих нескольких десятилети ...