Сущность праксеологии Тадеуша Котарбиньского
Другое / Праксеология Тадеуша Котарбиньского / Сущность праксеологии Тадеуша Котарбиньского
Страница 2

В целом, согласно Т. Котарбиньскому, действие тем более рационально, чем лучше оно приспособлено ко всей сумме наличных обстоятельств. Однако это рациональность в вещественном смысле. Рациональность же должна быть понята и в методологическом смысле (когда мы признаем благоразумным или рациональным поведение данного индивидуума, если он поступает соответственно имеющимся у него знаниям).

4.4. «Парадоксы прогресса»

Особенно важна в общем контексте проблематики праксеологии актуализация инновационного потенциала деятелей, так как в результате снимаются существовавшие ранее ограничения на конкретные действия, и расширяется поле возможности субъектов. Однако движение в этом направлении приводит к «парадоксам прогресса». Тадеуш Котарбиньский говорит: «Вес культуры возрастает вместе с накоплением ее элементов. Все больше приходится учиться, все больше нужно запоминать, чтобы быть на ее уровне, а тем более, если возникает желание продвинуться в этой области». Этот феномен Т. Котарбиньский называет «инициативной препарацией». «Груз» культурного наследия одновременно затрудняет «овладение целым» - отсюда главное требование прогресса в современном обществе: «освобождаться от потерявших значение элементов культуры»[1, C. 343].

Еще одна возникающая по мере «инновационного накопления» проблема –тотальность начинает довлеть над индивидуальностью, возвращая ее к выполнению специализированной частичной (пусть и на качественно ином уровне) функции. Соответственно возникает «проблема границ специализации, оптимум которой не обязательно равен максимализму».

Таким образом, круг проблем, поднимаемых Тадеушем Котарбиньским в связи с обсуждением праксеологии, далеко выходит за рамки ее как возможной дисциплины, затрагивая основополагающие темы постнеоклассической науки и методологии как особого типа знания.

4.5. Народные пословицы и поговорки в праксеологии

Большое место среди правил праксеологии занимают народные пословицы и поговорки типа «семь раз отмерь, один раз отрежь», «поспешишь – людей насмешишь». В течение многих веков такие пословицы, басни были своего рода народной наукой, на них учились. Поэтому и для Тадеуша Котарбиньского они не менее интересны, чем для литераторов.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Конфуций - Учитель с большой буквы
    С чем у обычного человека ассоциируется Китай? Ну, наверное, в первую очередь с легендарной многочисленностью китайцев, давно ставшей темой анекдотов. Затем вспоминаются иероглифы, шелк, китайская кух ...

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Противоречие
      ...

    Разделы