Сущность праксеологии Тадеуша Котарбиньского
Другое / Праксеология Тадеуша Котарбиньского / Сущность праксеологии Тадеуша Котарбиньского
Страница 1

4.1. Что изучает праксеология?

«

На этот вопрос Тадеуш Котарбиньский отвечает четко: всякую человеческую деятельность. Этим праксеология отличается от НОТ (научная организация труда), которая связана преимущественно с производственной деятельностью, и от кибернетики, изучающей любые процессы управления: в природе, в организме и обществе»[2, C.

8-9]. Проект изначально мыслился как носящий метатеоретический и методологический характер. Автор предполагал три соотносимых уровня анализа: 1) типологии действий и построения системы категорий (понятий); 2) разработки эффективных нормативных систем действия, позволяющих погружать рассматриваемую проблематику в конкретные исторические социокультурные контексты; 3) критику истории развития человеческих действий с точки зрения их технических достоинств и критику методов, применяющихся в этих действиях в настоящее время. Центральное понятие праксеологии – понятие метода, что способствует превращению ее самой в общую методологию.

4.2. Какова задача праксеологии?

И на этот вопрос автор дает четкий ответ. Надо найти общие законы всякой человеческой деятельности и вывести на этой основе наиболее общие правила такой деятельности. «Таким образом, программа праксеологии была призвана проанализировать технику и аналитически описать элементы и формы рациональной деятельности, создать «грамматику действия» в порядке выработки наиболее общих норм максимальной целесообразности действий, в частности, в виде системы общетехнических рекомендаций и предостережений применительно к профессиональной индивидуальной и коллективной деятельности (работы)»[3, C. 516].

4.3. Как мыслил свою теорию сам Тадеуш Котарбиньский?

«

Если логика – наука об общих законах мышления, то праксеология – наука об общих законах работы»[

2, C. 10]

.

Свою теорию ученый представлял как синтез накопленных в истории знания праксеологических идей (будучи известным историком философии и логики, он сам же дал и развернутый анализ некоторых из них). Среди работ по организации труда, легших в основание праксеологии, Т. Котарбиньский называл прежде всего идеи и работы Ф.У. Тейлора, Г. Форда, А. Файоля, С. Томпсона, Ж. Гостеле и др. Ссылался он и на польскую традицию «философии действия», прослеживаемую с середины 19 в.

Основными философскими основаниями праксеологии являются, по мнению Т. Котарбиньского, прагматизм (в том числе и в версии инструментализма), «второй» позитивизм (прежде всего концепция всеобщей организационной науки – тектологии Богданова), марксизм. Что касается марксизма, то его влияние на ученого – двойственно. Несомненно, марксизм импонировал ему акцентированием действенной, преобразующей позиции по отношению к действительности, из марксизма в праксеологию была заимствована сама идея практического отношения к миру, но протрактована она была, скорее, в неомарксистском ключе.

Праксеология рассматривает способы деятельности (в том числе и мыслительной) с точки зрения их практических свойств, то есть в смысле их эффективности. Для того, чтобы быть эффективной, деятельность должна являться результативной, продуктивной или плодотворной (то есть достигать поставленной цели), «правильной» (точной, адекватной, то есть максимально приближаться к задаваемому образцу – норме), «чистой» (то есть максимально избегать не предусмотренных последствий и ненужных добавочных включений), «надежной» (приемы деятельности тем более надежны, чем больше объективная возможность достижения этими приемами нужного результата) и последовательной. Фактически, основной критерий практической «успешности» действия – его целесообразность.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Мышление
      Побеждай сперва мыслью, а потом делом. А.В. Суворов. Наука побеждать. ...думать — это значит ставить вопросы и пытаться находить ответы на них. В. Рубцов Как мы думаем, так ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Высказывания Конфуция
    Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту. - - - Лишь та - ошибка, что не исправляется. - - - Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела. - - - Перед челов ...

    Разделы