Античная философия
Другое / Древняя философия (IV в до н.э.) / Античная философия
Страница 3

Анатомистическое учение Демокрита, в котором были вскрыты внутренние причины вечного движения материи, получило свое дальнейшее развитие у Эпикура (341-270 г. до н. э.). Движение атомов, по Эпикуру, обусловлено их внутренним свойством - тяжестью и их способностью самопроизвольно отклоняться при движении по прямой.

Последнее объясняется наличием свободы в природном мире. Разумное использование предоставленной человеку свободы заключается, по его мнению, в достижении физического здоровья в соединении с возвышенно-спокойным состоянием души. Средством же для достижения спокойствия, возвышенных прекрасных чувств является разумное философское мировоззрение, которое объясняло бы все явления и процессы из естественных причин.

Пифагор. Пифагорийская школа внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии. Однако, абсолютизировав абстракцию количества и оторвав его от материальных вещей, пифагорийцы пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. (Единица есть точка, двойка-линия, четверка-тело, пятерка-число дружбы (2+3)). Пирамида — знак огня, куб — знак земли. Пусть все состоит из огня, воды, как трактуют представители милетской школы, рассуждал Пифагор, но почему вещи, предметы различны? Вероятно, дело в их строении, в размерах и соотношениях частей, а они определяются числом. Математика более всего приближает нас к богам, ибо даже бог не может сделать, чтобы 2x2 не было другое число, кроме четырех.

Пифагорийская философия оказала большое влияние на Платона (427-347 г. до н. э.), который в Афинах основывает свою собственную философскую школу-академию, которая становится центром античного идеализма. Являясь учеником Сократа, он был убежден в том, что Сократ добровольно выбрал смерть, ибо убедился, что душа нематериальна и неуничтожима (т. е. вечна). Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими) и только идеи являются неизменными, неподвижными и вечными.

Именно в этот период основательно сформировались два фундаментальных направления, борьба между которыми прошла в качестве лейтмотива через всю историю философской мысли – материализм и идеализм. Для первых стихийных материалистов существование единственного, естественного мира выступало как нечто само собою разумеющееся, и сущность вещей и их внешнее проявление принадлежали к одному и тому же миру. Идеалисты же «удваивали» мир. Они утверждали, что кроме чувственного, непосредственно данного мира, есть ещё мир идей (Платон) – особых бестелесных форм. Идея, согласно Платону, - это нечто, выражающее сущность вещей, только идея существует реально, объективно. Идеи вечны, неизменны, они образуют подлинное бытие, тогда как вещи чувственного мира несовершенны, изменчивы, они возникают и гибнут. Платоновский идеализм послужил схемой для построения последующих идеалистических учений. Заслуживает внимания его взгляды на структуру государства.

Идеальное государство Платона разделено на три сословия - правители, стражи, земледельцы и ремесленники — в соответствии с тремя частями души — разумной, страстной и вожделеющей. Каждому сословию соответствует своя добродетель (мудрость, мужество и воздержанность). Эти добродетели в сочетании образуют высшую добродетель — справедливость, выполнение каждым соответствующей ему в государстве функции. Частнособственнические чувства стражей устраняются путем лишения их собственности.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Что такое философия?
      ...

    Высказывания Конфуция
    Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту. - - - Лишь та - ошибка, что не исправляется. - - - Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела. - - - Перед челов ...

    Философия ХХ века
      ...

    Разделы