Роль философии в построении научных теорий
Другое / Исторические условия становления русской культуры / Роль философии в построении научных теорий
Страница 1

Специфическая роль философии в научном познании состоит в том, что сама философия выступает как орудие или способ познание, наделяющего субъект познания способностью к теоретическому мышлению. Речь идет о том, что ученые осознанно или неосознанно поднимаются на уровень теоретического осмысления бытия и сущности познания, что как только перед ученым раскрывается это осмысление бытия, то можно говорить, что в сознании данного ученого присутствует философия.

Возникает вопрос, в каком виде, она, философия присутствует? На это можно ответить следующим образом. Она присутствует в виде логики и методологии познания, в виде мировоззренческих схем, картины мира, миропонимания, как совокупности наиболее фундаментальных научных положений, с помощью которых человек создает единство в понимании процессов, происходящих в окружающем мире, в виде образа (парадигмы) научных теорий, определенного стиля научного мышления. В том контексте философия является наукой о наиболее общих универсальных законах бытия, формулирует такие понятия и категории, которые в силу своей абстрактности и всеобщности могут синтезировать материал, накопленный во всех других формах сознания, и таким образом создавать синтетические формы сознания, высшие интегральные формы отражения мира. Это такие формы, как мироощущение, миропонимание, картина мира, мировоззрение, и через эти формы интегрального сознания, ученый наделяется такой рефлектирующей способностью, как возможность отражать в категориях, логических конструкциях окружающий мир.

Что означает научиться философствовать? Это означает научиться теоретически, мыслить. Каким образом проявляется влияние философии на научное познание? Я бы хотела отметить следующее. Философия в принципе была одной из первых наук, которая достигала теоретического уровня.

Философия возникла как новая попытка теоретического осмысления мира, обнаружения универсальных связей явлений мира. Ведь первые философы ставили вопрос - из чего все возникает? Что является основой всего? Это означает, что они искали такую абстракцию сущностей, к которой можно свести все другие абстракции мира. Под "абстракцией" понимается отвлеченное понятие, которое отображает какую-то одну сущность. Следовательно, философия дает нашему познанию саму методику построения теории. Например, такой метод, как восхождение от абстрактного к конкретному. Мы можем рассмотреть это на примере механики И. Ньютона. До Ньютона Г. Галилей открыл некоторые законы движения, сформулировал закон инерции, сущность которого является принцип относительности Галилея, например, закономерность качения маятника и падения теле под влиянием тяжести, причем сама сущность сил тяжести или природы качения Галилеем небыли установлены. Он просто констатировал в математической формуле закономерность эмпирически наблюдаемых явлений. Ньютон же поставил другую задачу - посмотреть на процессы этого мира, на все проявления мироздания с точки зрения некой внутренней сущности, с точки зрения основного движения, которое управляет всеми этими процессами. Если Френсис Бэкон говорит, "что в самой природе есть множество родов и движений", то: "каждый их этих родов и движений связан с определенными качествами натуры", имея ввиду природу, то для Ньютона такая натуралистическая и эмпирическая постановка вопроса была уже преодолена. Ньютон поставил другую задачу, правда неосознанно - найти такие обструкции, которые отображают универсальные физические свойства мира и связь между этими свойствами, которая дает описание всех процессов мироздания.

Как философия помогла Ньютону построить первую в истории естествознания глобальную теорию естествознания, в частности теорию механики? Он создал такую программу, говоря современным языком, которая позволила бы ему сформулировать идеи чисто философским языком: идею пространства и идею времени. Ньютон пространство и время определил как одномерность и равномерность длительности, как одномерность в пространстве и равномерность во времени.

Далее, он также сформулировал понятие массы, как наиболее общего и вместе с тем простого свойства вещей. В последующем Ньютон сделал попытку связать между собой эти абстракции пространства, времени и массы. К примеру, отношение пространства ко времени дает скорость, а отношение скорости ко времени дает ускорение, произведение же ускорение на массу дает силу. Сила также требуется для того, чтобы вызвать ускорение тела, которое благодаря инерции покоится в равномерном и однородном пространстве. Таким образом, на основе некоторых понятий и исходных наиболее универсальных абстракций, достраивая эту шкалу, эту картину, Ньютон сумел описать все известные ему явления. Например, движение планет и падение тел, качение маятника, обращение комет, движение молекул - все это он сумел описать с помощью элементарных понятий, как пространство, время и масса. Их производными являются такие понятия, как сила, импульс или количество движения, энергия и т.д. Ньютон создал цельную картину мироздания, выраженную в математической форме, и таким образом получается следующий "удивительный" результат, сам философский подход и философский поиск общих абстракций, которые отличаются универсальностью и вместе с тем элементарностью в отношении ко всем другим абстракциям, привели к крупному научному прорыву. Потом, эта же теория Ньютона была, конечно же, превзойдена, дополнена в теории относительности и в других теориях.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Разновидности позитивизма
    В 20-е годы формируется третья разновидность позитивизма - неопозитивизм. Его естественнонаучными предпосылками были действительные трудности современной науки, связанные в основном с пробле ...

    Философия ХХ века
      ...

    Гуманизм, либерализм и свобода
      ...

    Разделы