Научные и религиозные концепции происхождения Вселенной и жизни на Земле
Другое / Научные и религиозные концепции происхождения Вселенной и жизни на Земле
Страница 7

Но самой сенсационной оказалась находка Дональда Джохансона в Хадере (Эфиопия). Там в 1974 году был найден почти полный скелет женской особи, близкой по типу к австралопитекам. "Люси" (как окрестил это существо Джохансон) имела вертикальную походку, отличалась довольно стройным телосложением при росте около метра, но череп ее носил вполне обезьяньи черты.

Ученые датировали находку в 3-3,5 миллиона лет. Вполне вероятно, что "Люси" дает нам представление о тех биологических формах, которые дали начало роду Homo.

Что касается настоящего человека, то до самого последнего времени считалось, что его древность не превышает 50 - 40 тысяч лет. Однако недавние исследования французского физика А. Виллада (1988) помогли установить, что возраст древнейших находок Homo Sapiens достигает 100-130 тысяч лет.

Биомолекулярный анализ представителей различных современных рас Старого Света, проведенный учеными США и Японии, показал, что все эти расы происходят от единого генетического корня и скорее всего - из Африки.

Ближайшим родственником Homo Sapiens среди ныне известных ископаемых форм является неандерталец. Классические же неандертальцы, по общему мнению антропологов, не могли быть нашими предками. Это вид весьма специализированный, остановившийся в своем развитии и во многом примыкает скорее к низшим обезьянам, несмотря на свой "человеческий" облик. Тем не менее у каких-то групп неандертальцев существовало зачаточное искусство.

Таким образом, обилие находок не уяснило картину, а скорее усложнило. Ввиду-таки отсутствия переходных форм многие склоняются к тому, что этот самый переход от человека к обезьяне был более резким.

Странно, но, оказывается, что даже происхождение тела человека от обезьяны тоже не вступает в конфликт с религией. Во второй главе Бытия о сотворении человека сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2,7). Человек получает свое естество в тот момент, когда Бог вдыхает в него бессмертную душу. В другом месте Библии сказано, что человек создан по образу и по подобию Божию, но что же в нем – образ? Конечно, не его бренное физическое тело, но его дух. Духовность и разум – вот главные отличия человека от животного. Никакая эволюция психики не может заполнить пробел между разумом высшего животного и личностным интеллектом человека. Этот шаг, по верному замечанию П. Тейяра де Шардена, "должен был совершиться сразу".

Для религиозного мировоззрения вполне приемлема такая точка зрения, что среди тех животных, которых «произвела земля» по повелению Божию, возникает некое антропоморфное существо, но это еще не человек, так как у него нет сознания, разума, души.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Это тело – что это было? Глиняная тетерька, или живое тело? – Оно было живое тело, - было животное в образе человека, с душою животною, а потом Бог вдунул в него дух Свой…». Св. Серафим Саровский, объясняя текст Библии, говорил: "До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному". Разве ж есть в приведенных словах прославленных святых отрицание того, что биологический предок человека – хотя бы та же обезьяна?

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Гуманизм, либерализм и свобода
      ...

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Разделы