Ортодоксия и ее критерий
Другое / Проблемы религии / Ортодоксия и ее критерий
Страница 3

может быть решена лишь средствами самой ортодоксальности. Иначе говоря, просто вера

в то, что ты прав, и даже огромная сила

этой веры, не может считаться критерием ее правильности.

Не может считаться таким критерием даже и чистая жизнь последователей этой веры, их подвиги, если последние не принадлежат к подвигам универсальнойразумности .

Душевно склонный к эмоциональности, ценящий такие качества, как любовь и преданность предмету своей любви, всеже наверняка будет искать способа ускользнуть от интеллектуальной проблемы, которую я пытался показать в этой статье. Такой человек, сердце которого я очень ценю, но умственной привычки разделить не могу, наверное скажет что-нибудь вроде: “Да, те противоречия ортодоксальности относятся к тем “плохим”, а мы-то хорошие, и наша ортодоксальность внутри самой себя вовсе непротиворечива, а этого мне достаточно”. К сожалению только, что тогда к “тем плохим” он должен будет отнести и всех апостолов Иисуса Христа, которые видели Его собственными глазами, слушали Его поучения непосредственно, получили прямой дар Духа Святого после смерти и воскрешения Иисуса, и все же не пришедших к консенсусу о том, как следует правильно учить христьянству, и это на долгие годы после того события! Известно горькое расхождение во мнениях между Джеймсом, избранным апостолами своим лидером, и Павлом, который и апостолом-то сначала не считался. Павел и Иисуса-человека то в глаза не видел, а получил откровение духовное по дороге в Дамасск. Изменив свою сначала ортодоксально-фарисейскую позицию после этого великого озарения, он искал встречи с непосредственными учениками Иисуса-человека, желая научиться у них всему, что сам он не имел возможности выучить до того. Павел с трудом добился всречи с ними и принятия его в первую общину, выслушал все, что они могли ему передать, рассказал о своем духовном опыте, и отправился проповедывать Христа за границей. Несмотря на то, что он был чрезвычайно успешен, его доктрина не считалась верной Джеймсом и поддерживавшими последнего тогда другими апостолами. Только спустя долгое время “правильная” доктрина той группы претерпела изменение в направлении “правильной” доктрины Павла, которого первым поддержал Петр, да и тот сначала не полностью. Петр последовал в форватере новой доктрины уже в самом конце, под впечатлением успешного Павловского подвига в распространении веры, мощь которого перевесила силу позитивного распространения христьянства всеми другими апостолами, вместе взятыми.

Евреи люди очень эмоциональные и практичные. Эмоциональная приверженность начальной “ортодоксии” уступила практичности новой “отодоксии” Павла. В убеждении этом не последнюю роль сыграл и большой денежный дар, привезенный Павлом голодающим в Иерусалиме апостолам от “неправильно” в их изначальном суждении новобращенных Павлом членов. Получается, что “ортодоксия” даже таких ближайших к Иисусу Христу, и одаренных Святым Духом учеников могла быть не совсем ортодоксией, раз они же ее и преобразовали со временем. Значит и для них она не была сама по себе критерием истины.

Критерий же разума лежит вне

веры, вне

мнения, внекакого бы то ни было внешнего физического действия человека или группы людей. Этот критерий совершенно не зависит от признания каким-то собранием “правильности” какого-то свода правил или положений и установления судебного закона, преследующего отклонения от этих правил. Наоборот, разум обладает правом окончательного суждения, правильны или неправильны какие бы то ни было веры, своды, решения соборов и т.д. Сложность здесь состоит в том, что быть понастоящему разумными людям совсем непросто. В нас кипят страсти, и наряду с разумной способностью есть способность быть совершенно неразумными. Многие из нас пытаются следовать не страстям, но разумности, но даже те лишь с переменным успехом; даже в случае лучших из нас.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Жизнь по Конфуцию. Делаем себя совершеннее
    Чтобы стать лучше и сделать мир совершенней, не надо искать новых путей. Обратись к конфуцианству – самому рациональному и практичному учению древности – оно может стать твоим неожиданным ...

    Учение об обществе (социальная философия)
      ...

    Мышление
      Побеждай сперва мыслью, а потом делом. А.В. Суворов. Наука побеждать. ...думать — это значит ставить вопросы и пытаться находить ответы на них. В. Рубцов Как мы думаем, так ...

    Разделы