Причины, условия и перспективы построения рационального общества. Роль личности в рациональном обществе
Другое / Пути гармонизации отношений человека и природы / Причины, условия и перспективы построения рационального общества. Роль личности в рациональном обществе
Страница 4

Важно подчеркнуть, что в современных условиях раскрытие творческого потенциала личности становится жизненно важным для всей популяции homo sapiens. Если экологический кризис и вызван развитием производительных сил, науки и техники, то выход из него тоже немыслим без дальнейшего развития этих составляющих цивилизации.

Но этого одного, несомненно, недостаточно. Человечеству предстоит перешагнуть в эру совершенно новых технологий, совсем на новых принципах организовать многочисленные правила планетарного общежития. Все это потребует предельного напряжения творческого гения человечества, бесчисленных изобретений и открытий. И не только в сфере науки, техники, технологии. Самое главное, по мнению Н.Н. Моисеева — в организационной сфере и в области социальных отношений.[13] А для этого и необходимо максимально раскрепостить личность, ее творческий потенциал.

Творчество во все времена носило и продолжает носить совершенно индивидуальный, может быть, даже интимный характер. Но, ему нужна пища, нужно общение, нужна кооперация, нужен именно тот коллективный интеллект, составляющей которого и является каждая личность. Все современные приемы интенсификации творческого начала, мозговые штурмы в частности, всего лишь средства помочь общению и трансляции знаний и понимания, всего лишь элемент формирующегося коллективного интеллекта. Но настоящее новое рождается у человека только наедине с самим собою, как результат глубокого проникновения в суть вещей. Поэтому развитие личности, ее роли в жизни общества и кооперативность не антиподы, а разные стороны одного и того же процесса интеллектуализации общества.

Из сказанного вытекает представление о некоторых особенностях планетарного сообщества, которое можно было бы назвать рационально организованным, такого общества, в котором удалось бы, в частности, обеспечить рациональное сочетание "иррациональности человека" с целенаправленной деятельностью людей, стремящихся сохранить общество, как составляющую часть развивающейся биосферы.

Общество в обозримом будущем неизбежно сохранит свою мозаичную структуру и всю палитру национальных культур, вероисповеданий и политических воззрений. Как бы ни были сильны тенденции к экономической интеграции, мир, по крайней мере, в ближайшие десятилетия, останется разобщенным, хотя в нем и появятся объединения типа Западноевропейского и полным разнообразных противоречий непредсказуемой остроты. Но это будет мир "нового индивидуализма" — так Н.Н. Моисеев называл то общество, которое будет стремиться к тому, чтобы личность могла проявить в максимальной степени свои творческие способности. Это последовательный путь развития, отвечающий общественной необходимости.

Отметим, что неизбежно должна проявиться и другая, противоположно направленная тенденция, требующая обеспечения стабильности мира, его развития, реализации экологического императива. Эта тенденция будет проявляться в определенной ограниченности свободы личности, в появлении некоторых новых нравственных начал. Но это будут ограничения, связанные со стремлением (и необходимостью) обеспечить реализацию общечеловеческих ценностей. И в структуре воспитания и просветительства должны возникнуть, несмотря на их национальный характер и различия, некоторые общие черты.

Создание на планете рационального общества — условие необходимое для утверждения эпохи ноосферы. Такое общество — не утопия, т.к. без этого благополучное будущее человечества проблематично.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Материя
      ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Разделы