Причины, условия и перспективы построения рационального общества. Роль личности в рациональном обществе
Другое / Пути гармонизации отношений человека и природы / Причины, условия и перспективы построения рационального общества. Роль личности в рациональном обществе
Страница 3

3. Общество должно быть способным выполнять условия экологического императива. Это значит, что развитие производительных сил, в первую очередь, не должно нарушать "запретной черты".

Первые две характеристики рационального общества необходимы для того, чтобы обеспечить выполнение третьего.

Однако их для этого недостаточно. Здесь возникает еще одна труднейшая проблема человеческой цивилизации, необходимость еще одного компромисса — рационального сочетания свободы рыночного механизма и направляющего воздействия общества.

Необходимо отметить, что по мере развития производительных сил, направляющая роль общества в его производственной деятельности непрерывно растет. Возникновение экологических ограничений общепланетарного масштаба ставит на повестку дня формирование общепланетарного гражданского общества, способного утвердить общепланетарные запреты. Однажды должна возникнуть рациональная организация общества общепланетарного масштаба. Это потребность человечества. Однако ее утверждение потребует решения проблем беспрецедентной трудности.

Спектр взаимоотношений личность — общество, а следовательно и форм цивилизации, чрезвычайно широк. Это еще одна из особенностей того разнообразия организационных форм бытия биологического вида человека, которое придает ему такую пластичность и способность находить выходы из "безвыходных" ситуаций. Можно полагать, что консервативность этой составляющей общественного сознания, которая выработалась длительным путем эволюции, очень важна для стабильности существования человека на Земле.

В разные периоды истории, при изменении условий обитания, при изменении структуры производительных сил, эти особенности взаимоотношения личности и общества могут играть весьма различную роль. В одних случаях они могут препятствовать развитию производительных сил, в других — содействовать. Единых стандартов тут нет. Отсюда и неравномерность развития этносов и отдельных регионов земного шара. Вытеснение одних этносов и цивилизаций другими, полное исчезновение одних и рождение новых — все то же проявление "мирового Рынка", обеспечивающих стабильность той системы, которую называют человечеством.[12]

Таким образом, эта цивилизационная мозаичность (по выражению Н.Н. Моисеева), этот кажущийся хаос — один из залогов процветания рода человеческого.

Отметим, что при всей консервативности системы взаимоотношений "Личность — Общество" изменения в ней происходят и, более того, в них просматриваются позитивные тенденции. И особенно важная сегодня — возрастающая роль личностного начала в жизни и судьбах общества. Весь процесс развития разума, его места в процессе антропогенеза и можно рассматривать как непрерывное возрастание роли интеллектуальной основы в действиях людей, а следовательно, и в судьбах человечества. Но особое значение индивидуального начала, как массового явления, как явления истории стало приобретать по мере развития науки и непрерывного, все ускоряющегося развития техники и технологии, деформирующих структуру Рынка, внося в его деятельность рациональное начало. В настоящее время на передовые позиции во всем мире выдвигаются те народы, те общества, социальная и правовая структура которых в наибольшей степени содействует раскрытию потенциально присущих человеку творческих способностей. Эти структуры могут возникать и в техногенных обществах европейского типа и в таких традиционных обществах, какими являются государства тихоокеанского региона.

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Творчество
      ...

    Что такое философия?
      ...

    Разновидности позитивизма
    В 20-е годы формируется третья разновидность позитивизма - неопозитивизм. Его естественнонаучными предпосылками были действительные трудности современной науки, связанные в основном с пробле ...

    Разделы