Специфика и главные направления философии
Другое / Структура философского знания / Специфика и главные направления философии
Страница 3

Если мы не отождествляем мысль и мыслимое (идеальное и реальное) и считаем, что вне нас способна существовать независимая реальность, то тогда мы нуждаемся в ее обозначении. Здесь вступает понятие материального, материи, «объективной реальности, данной нам в ощущении»[6].

Но с признанием материального начала не снимается вопрос о примате, первенстве одного из двух начал. От того, как философы решают данный вопрос, возникли варианты философской мысли и философских направлений:

- если первична материя – материализм;

- если первично идеальное – идеализм;

- если внешнее идеальное начало управляет миром – объективный идеализм;

- если внутреннее, субъективное управляет миром – субъективный идеализм;

- если материя (объективный мир) не признается – абсолютный идеализм (или «крайний субъективный»).

Объективным идеалистом был Гегель, субъективным – Кант, абсолютным – Беркли (английский философ XVII-го века).

Идеальное, сложившись как противоположность материального, стало вмещать в себя всю полноту соответствующего содержания. Оно выражает не только мысль, идею, но и субъективный мир во всей его полноте и проявлениях – жизнь, психику, сознание, дух, волю, чувство, ощущение, интуицию, рациональное и иррациональное и т.д. Отсюда разнообразие по сравнению с материализмом идеалистических вариантов осмысления миробытия.

Идеализм и материализм – разновидности философского монизма (от греч. «монос» – один), кладущего в основу какое-то одно начало бытия. Наряду с монизмом существует философия дуализма (от лат. «дуа» – два), утверждающая равнозначность двух главных начал – духа и материи. Представителем дуализма был Р. Декарт.

Плюрализм (от лат. «плюралис» – множественный) – представление о множестве начал бытия. Оно было свойственно древнейшей философии (земля, вода, воздух, огонь и т.д. – начала всех начал), но проявилось и в новейшее время в тех направлениях субъективного идеализма, которые исходили из уникальности каждой личности (персонализм, экзистенциализм и др.).

Отрицание познаваемости сути бытия – агностицизм (от греч. «а» – отрицание + «гносис» – знание). Он последовательно проводился в философии скептицизма древнего (Пиррон) и нового (Юм) времени.

Отношение мысли к реальности, внутреннего и внешнего мира человека – исходная, но не единственная позиция, разделяющая философов. Источник движения, перемен бытия – вот второй водораздел в их взглядах.

Различаются следующие трактовки источника и характера движения:

- изначальное взаимодействие противоположных сторон, развитие;

- однозначность сути, застой.

Первая трактовка – суть диалектики, вторая – метафизики в ее узком смысле (в широком смысле – учение о сущности; в этом смысле метафизика вбирает в себя диалектику). Гераклит и Гегель, Парменид и Фейербах, – вот попарно поставленные представители диалектики и метафизики древнего и нового времени.

Поиск сущности бытия, его начал, механизма существования удовлетворяют познавательную потребность людей, позволяют принципиально ориентироваться в мире. Но ими не покрывается целиком смысл бытия. Человек хочет постичь ценность бытия, познать пути в мир ценностей и возможность их созидания.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Учение Лейбница
    Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...

    Философия ХХ века
      ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Разделы