Специфика и главные направления философии
Другое / Структура философского знания / Специфика и главные направления философии
Страница 1

Философия – прежде всего наука о познании. И более того, о познании познания. Философия пытается ответить на вопрос: а познаваем ли мир? Мы принимаем окружающий мир таким, каков он есть. Но во снах мы попадаем в особый мир и тоже не сомневаемся в его реальности, пока не пробудимся.

Можно ответить просто: сон есть сон, а жизнь есть жизнь. Но в жизни встречаются миражи и галлюцинации. То есть можно сказать: есть истинное и есть кажущееся.

Бывают случаи, когда люди в состоянии клинической смерти (остановка сердца) попадают в иную реальность, о которой они могут поведать нам почти во всех случаях при восстановлении их сердечной деятельности. Если это тоже простое отклонение от нормы, то, как объяснить саму возможность мироощущения, когда человек по всем нормам должен быть мертв? Но что это за нормы, как они срабатывают?

В обычном, нормальном мире перед нами разворачивается многокрасочная жизнь. Мы верим в реальность красок, поскольку воспринимаем их. Но точная наука физика доказывает нам, что мир бесцветен. Предметы не имеют цвета, а отражают его. В мире нет звуков, есть колебания воздушной среды. Ее воздействие на слуховые нервы, связанные с сознанием, пробуждают ощущение, которого нет в самой действительности. Все это доказанная суть, доказанная «норма».

Резонно возникает вопрос: а насколько наши представления и ощущения мира соответствуют реальному положению вещей? Кроме того, философия вынуждена решать проблемы общего характера других наук. Это проблемы, связанные с отношениями:

- «человек и мир»,

- «сознание – реальность»,

- «психическое – физическое»,

- «кажущееся – действительное».

И чем глубже люди погружаются в суть подобных проблем, тем неожиданнее эти проблемы проявляют себя[4].

На очевидность явлений ссылаться можно и надо. Но бывает очевидность поверхностная и глубинная. К сожалению, глубины этой подчас конца и края не видно. Было уничтожено немало «возмутителей спокойствия» прежде, чем все люди поняли и убедились, что земля круглая, что она не стоит на месте. Но и по сей день, даже поняв или поверив, например, что время не всюду течет одинаково, нам это трудно представить по существу, воспринять как непосредственное. Схожая проблема имеется и в отношении восприятия и действительности, мнимой и истинной[5].

В любом случае все очевидное связано с нашими ощущениями. А сколько у нас этих ощущений? Исчерпывается ли ими реальность? Побывавшие в «иных мирах» иногда говорят о многомерной действительности. Но, оперируя нашими ощущениями в координатах трехмерного пространства, они просто не в состоянии ее охарактеризовать. Современная медицинская наука не только научилась преодолевать клиническую смерть, но все более склоняется к признанию «потусторонней» реальности и связанных с нею психических, в том числе качественно недоступных «на Земле» ощущений.

Нередко физики и физиологи делают из результатов своих экспериментов прямые мировоззренческие выводы и через них входят в сферу философского знания. Они допускают, что нет материи, а есть энергия, воздействующая на чувства; что, с другой стороны, весь окружающий мир – лишь восприятие человека, то есть «нет объекта без субъекта». Тогда насколько реален физический мир, если согласно строго научной теории относительности изначальное бытие можно представить вне времени и пространства на основе единого первоатома?

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Противоречие
      ...

    Материя
      ...

    Концепция государства у Конфуция
          ...

    Разделы