Философия
Другое / Философия
Страница 29

Однако для того, чтобы выдающаяся личность могла повлиять на историю общества, она должна оказаться в благоприятных для этого условиях (так, способный государственный деятель для реализации своих способностей должен как минимум оказаться у власти).

Поэтому следует разделять понятия «выдающаяся личность» - личность, обладающая незаурядными способностями, и «историческая личность» - личность, оказавшая влияние на развитие общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что в своей деятельности личность соединяет два аспекта. С одной стороны, выдающаяся личность как бы аккумулирует в себе социальную энергию тех сил, которые возглавляет, ибо она в определенном смысле воплощение, выражение, доведение до определенного завершения роли определенной социальной силы. С другой — соединив социальную энергию масс со своими выдающимися индивидуальными качествами, личность как бы умножает эту энергию, придает ей мощный дополнительный импульс, накладывает свой отпечаток на ход истории и общественной жизни. Сплав этих двух компонентов — социальной энергии масс и выдающихся индивидуальных способностей — и обусловливает выдающуюся роль личности в истории.

В зависимости от разных условий и обстоятельств историческая роль выдающейся личности может колебаться от практически незаметной до решающей.

Свобода связана с возможностью выбора варианта развития событий. В основе любого выбора лежит способность человека осознавать свои действия и просчитывать их последствия, поэтому свобода, равно как и способность давать отчет в своих поступках, является неотъемлемым качеством развитой личности. Специфика общественных законов - в их вариативности, человеческая деятельность - постоянный выбор из существующих вариантов поведения и развития. Поэтому на первый взгляд может показаться, что свободные действия человека - проявление случайности, а свобода - антипод необходимости. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что свободная деятельность человека не только не исключает закономерности, но и не может существовать без них.

Стоит обратить внимание, что, по мнению большинства исследователей, человеческая свобода развивается с течением времени. Это выражается в следующем:

- В ходе истории возрастает количество людей, которые считаются в обществе и считают себя свободными. В современном обществе это проявляется в становлении гражданского общества и правового государства, равенстве людей перед законом, наличии неотъемлемых, документально зафиксированных прав и свобод человека (свобода слова, свобода совести, свобода вероисповедания и др.).

- С течением времени возрастает внимание к индивидуальным качествам человека. Долгое время индивидуально-личностные качества людей обществом не востребовались, человек как бы замуровывался в панцирь сословие-корпоративных различий. Он и выступал как социально-значимая величина именно как носитель определенного, навек к нему припаянного, социального статуса. Однако общественное развитие привело к тому, что первостепенное значение в человеческой жизни имеет уже не его сословно-корпоративная принадлежность, не его общие социально-политические качества, а то, что свойственно ему лично как человеческой индивидуальности.

Далее стоит перейти к рассмотрению роли свободы в жизни человека и общества. Свобода обеспечивает человеку безопасность, простор для самореализации, возможность изменения собственной жизни и окружающего мира. Общество свободных людей развивается быстрее, имеет больше вариантов развития, соответствует интересам человека. Благодаря развитию свободы человеческая индивидуальность освобождается от давления общественных форм, препятствующих ее реализации, и создает общественные формы, способствующие ее адекватному проявлению и обретению своего истинного веса. Однако, рассматривая свободу, нельзя забывать о ее обратной стороне - ответственности. Ответственность - способность человека осознавать свои поступки и принимать их последствия. Таким образом, способность к ответственности присуща каждому человеку, но развивается она только у свободных людей

49.Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов, все ценности индивидуальны и относительны.

Страницы: 24 25 26 27 28 29 30

    Смотрите также

    Заключение
      Лейбниц — один из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества. Великий философ, он в то же время знаменитый математик, физик, историк, богослов, юрист и дипломат. Едва ли сущест ...

    Задачи и упражнения по философии
      К разделу "Введение. Что такое философия?" 1.Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом се ...

    Учение о человеке (философская антропология) При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
      ...

    Разделы