Философия
Другое / Философия
Страница 28

-человеческие общества находятся в постоянном взаимодействии между собой. Между ними всегда существовали экономические, политические, культурные взаимосвязи. В настоящее время эти связи приобретают глобальный характер, ни одно общество не может существовать изолированно от других.

Противники теории единого исторического процесса приводят следующие доводы:

-общества существуют в разных природных условиях, из - за этого основные виды и приемы человеческой деятельности бывают разными (орудия и приемы земледелия, выращиваемые культуры могут существенно различаться в зависимости от климата и типа почв);

-в силу разных условий в разных обществах закономерности развития проявляются по - разному. Так, восточное рабовладение существенно отличалось от западного, развитие рыночной экономики в разных странах имеет свои особенности, каждая мировая религия разделяется на несколько течении, общечеловеческие ценности в разных обществах могут иметь свое содержание;

-каждое общество имеет свою уникальную духовную культуру, быт, традиции, которые часто определяют форму проявления общемировых закономерностей. Так, западный индивидуализм и демократические формы правления часто не приживаются на Востоке с его коллективизмом и монархическими традициями.

-в историческом развитии часто имеют место случайности, которые, опять же, уникальны в каждой отдельной ситуации.

Рассмотрев и сопоставив приведенные аргументы, можно сделать следующие выводы:

История - единый для всего человечества процесс, так как в ней существуют явления, тенденции, закономерности, присущие всем человеческим обществам. Кроме того, страны и народы находятся в постоянных контактах между собой, и эти контакты активизируются в настоящее время благодаря развитию связи и средств массовой информации. Глобализация приводит к тому, что и проблемы человечества становятся глобальными, решить их может только единое человечество. Однако у каждого общества есть свои особенности, в основном касающиеся повседневной жизни и духовной культуры. Особенности эти часто влияют на силу действия и форму проявления общих закономерностей.

Таким образом, налицо противоречие. С одной стороны, существует целостный исторический процесс, определенная тождественность порядков, судеб различных стран и народов, человеческое общество стремится к единству. С другой стороны, реальная история человечества не сводится к одной — пусть самой глубокой — сущности. Она представляет собой и конкретный процесс развития отдельных стран, народов, классов, которые живут и развиваются в конкретном историческом времени, в реальном социальном пространстве, которые имеют свою историю, свою собственную судьбу. Исторический процесс являет собой картину бесконечного разнообразия, непохожести, уникальности исторических событий; нет народов с одинаковой судьбой, нет классов, тем более индивидов, с одинаковой биографией.

Однако стоит помнить, что между всеобщностью и особенностями всемирной истории существует взаимосвязь. Единство всемирно-исторического процесса существует не как некая самостоятельная траектория истории, а именно как итог, сумма того множества вариантов развития, которая свойственна каждой стране, каждому народу. В свою очередь, вариантность истории отдельных стран и народов имеет в своей основе это единство всемирно-исторического процесса. Это единство выступает не как внешние пределы конкретной истории, а как своеобразный внутренний импульс, стимулирующий конкретно-историческое развитие общества. Одним словом, связь однонаправленной логики истории и многовариантности конкретно-исторического развития глубоко органична и неразрывна. Поэтому понять общество можно, лишь изучив сочетание общих черт и особенностей, характерных лишь для него.

Современная ситуация в мире ставит перед человечеством сложный вопрос. С одной стороны, для дальнейшей жизни и развития человечеству необходимо объединиться в решении глобальных проблем. С другой стороны, большинство людей не готово отказаться от своей уникальной культуры. Насильственное насаждение чужого образа жизни часто вызывает агрессивную реакцию (революции, терроризм, локальные конфликты). Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ни одна культура не является единственно приемлемой для человечества, и уважать чужой образ жизни. Новое единство человечества должно строиться на основе его многообразия.

48.Рассмотрение вопроса о роли личности в истории стоит начать с ранее изученного определения понятия «личность». Под личностью в философии понимается относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально - волевых и социально - культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Далее следует подумать, какие именно качества личности помогают ей проектировать и осуществлять преобразования в обществе. Для этого необходимо осознавать и правильно оценивать обстановку в обществе, предвидеть тенденции его развития, сообщить людям свое видение ситуации. Исторические личности являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Это требует незаурядных способностей и силы характера и под силу далеко не всем. Поэтому личность, способную осуществлять и осуществляющую исторические преобразования, называют выдающейся.

Страницы: 23 24 25 26 27 28 29 30

    Смотрите также

    Высказывания Конфуция
    Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту. - - - Лишь та - ошибка, что не исправляется. - - - Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела. - - - Перед челов ...

    Учение о человеке (философская антропология) При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
      ...

    Разновидности позитивизма
    В 20-е годы формируется третья разновидность позитивизма - неопозитивизм. Его естественнонаучными предпосылками были действительные трудности современной науки, связанные в основном с пробле ...

    Разделы