Философия Н.Г. Чернышевского
Другое / Философия Н.Г. Чернышевского
Страница 4

В обосновании своих социалистических идей Чернышевский исходил из так называемой теории разумного эгоизма. Суть этого этического учения, разработанного французскими просветителями XVIII в., заключается в том, что эгоизм, разумно понятый, не противоречит общественному благу.

Чернышевский обосновывает свои этические взгляды, опираясь на антропологический принцип в философии: "Люди вообще без различия наций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще". Но как поборник общественного добра он как бы оборачивает другой стороной принцип "разумного эгоизма". Если, по этой теории, разумно рассчитанная личная польза ведет к общему добру, то прямое служение добру оказывается и лично выгодным делом. По словам автора "Антропологического принципа . ", "добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятность себе из нанесения неприятности другим".

На антропологическом принципе основываются и эстетические воззрения Чернышевского, его понимание прекрасного. Знаменитая формула "Прекрасное есть жизнь" была сформулирована Н.И. Надеждиным. Но автор "Эстетических отношений искусства к действительности" идет дальше Надеждина. Формула "прекрасное есть жизнь" дополняется им другой формулировкой: "Прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям". Следовательно, прекрасное - не просто жизнь, а "хорошая жизнь", "жизнь, как она должна быть" (там же).

В диссертации и примыкающих к ней работах Чернышевского показано, что в зависимости от понятий, сложившихся под влиянием определенных условий жизни, аристократ, купец, крестьянин, интеллигент-демократ ("истинно образованный человек") имеют свой идеал прекрасного даже при оценке красоты девушки. А если это так, то о каком же объективно-прекрасном может идти речь? Д.И. Писарев в статье "Разрушение эстетики", написанной в 1865 г. в связи со вторым изданием диссертации Чернышевского, полагал, что ее автор разрушил эстетику, которая предполагает существование прекрасного, "независимое от бесконечного разнообразия личных вкусов". Писарев считает: "Если же прекрасно только то, что нравится нам, и если вследствие этого все разнообразнейшие понятия о красоте оказываются одинаково законными, тогда эстетика рассыпается в прах". При этом Писарев отнюдь не сожалеет о разрушении эстетики.

Но дело-то в том, что у Чернышевского "разнообразнейшие понятия о красоте" оказываются отнюдь не "одинаково законными". Для сторонника антропологического принципа прекрасное и возвышенное - это выражение отношения "к человеку вообще и к его понятиям тех предметов и явлений, которые находит человек прекрасными и возвышенными". По его словам, различные, а порой и противоположные представления о прекрасном человеке, возникшие в различной социальной среде в результате различного образа жизни, отнюдь неравноценны (что касается "красоты природы", то, по Чернышевскому, различные классы понимают ее "совершенно одинаково"). Для него очевидно, что различные типы понимания прекрасного не равнозначны: эстетические воззрения крестьянина являются более истинными и нормальными в силу близости его к природе. Но поскольку жизнь народа в условиях гнета, нищеты и темноты, изнурительного труда не может не сказываться отрицательно и на его эстетических вкусах и представлениях, постольку наиболее истинные взгляды на прекрасное существуют, с точки зрения Чернышевского, у "истинно образованных людей", образы которых он вывел в романе "Что делать? ". Отношение к антропологически трактуемому "человеку вообще" для Чернышевского - критерий здравого смысла, справедливости и красоты.

Считая общим характерным признаком искусства, его сущностью "воспроизведение жизни", а также ее объяснение, революционер-демократ подчас упрощенно трактовал природу художественного произведения. В его глазах, произведение искусства ниже действительности, которую оно лишь воспроизводит, а не новая реальность, которую вообще не следует сравнивать с жизнью по принципу "выше" - "ниже". Эстетика Чернышевского опиралась в основном на ведущий вид художественного творчества в России XIX в. - на художественную литературу, которая способна воспроизводить действительность. Но он недооценивал творческое преобразование жизни в искусстве. Поэтому такие виды художественной деятельности, как архитектура, прикладное искусство и инструментальная музыка, выводились им вообще за рамки искусства, так как в них он не усматривал "воспроизведения жизни".

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Философия древнего мира и средневековья
      ...

    Становление
      ...

    Учение Лейбница
    Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...

    Разделы