Философия Н.Г. Чернышевского
Другое / Философия Н.Г. Чернышевского
Страница 2

Можно ли из этого заключить, что Чернышевский просто повторяет учение Фейербаха? Думается, что нет. Фейербах, преодолев философию Гегеля, отбросил ее как сплошной идеализм. Чернышевский же отнесся к Гегелю бережно, учтя опыт освоения гегелевской системы отечественными мыслителями, особенно Белинским.

Он не приемлет "одностороннего идеализма", но и сам не впадает в односторонность в оценке Гегеля, высоко оценивая его "диалектический метод мышления". В "Очерках гоголевского периода русской литературы" (1856) им четко формулируется противоречие философии Гегеля между ее диалектическими принципами и выводами: "Принципы Гегеля были чрезвычайно мощны и широки, выводы узки и ничтожны". В 1858 г. Чернышевский писал: "Мы не последователи Гегеля, а тем менее последователи Шеллинга; но не можем не признать, что обе эти системы оказали большие услуги науке раскрытием общих форм, по которым движется процесс развития". В своих трудах по различным областям знания он стремился использовать диалектический метод, соответствующий общим формам универсального процесса развития.

Сущность диалектического мышления, по Чернышевскому, состоит в том, что "мыслитель не должен успокаиваться ни на каком положительном выводе, а должен искать, нет ли в предмете, о котором он мыслит, качеств и сил, противоположных тому, что представляется этим предметом на первый взгляд; таким образом, мыслитель был принужден обозревать предмет со всех сторон, и истина являлась ему не иначе, как следствием борьбы всевозможных противоположных мнений". Сама истина носит конкретный характер, поскольку "все зависит от обстоятельств, от условий места и времени" (там же). Чернышевский признает основные диалектические законы: единство противоположностей - "соединение совершенно разнородных качеств в одном предмете есть общий закон вещей"; "количественное различие переходит в качественное различие"; закон "отрицания отрицания" ("высшая степень развития по форме совпадает с его началом", который используется им для обоснования "общинного владения".

Как и для Герцена, для Чернышевского диалектика являлась "алгеброй революции". В статье "Г. Чичерин как публицист" (1859) он следующим образом определяет формы, по которым "движется общественный прогресс": "До сих пор история не представляла ни одного примера, когда успех получался бы без борьбы . До сих пор мы знали, что крайность может быть побеждаема только другою крайностью, что без напряжения сил нельзя одолеть сильного врага".

Философскую основу миропонимания Чернышевского составляет "антропологический принцип", истоки которого он усматривает в учениях Аристотеля и Спинозы. Этот принцип мыслитель обосновывает в своем главном философском труде "Антропологический принцип в философии", написанном в связи с выходом брошюры П.Л. Лаврова "Очерки вопросов практической философии. I. Личность". Суть антропологического принципа он видит в том, что "на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру . ". Вместе с тем "при единстве натуры мы замечаем в человеке два различных ряда явлений: явления так называемого материального порядка (человек ест, ходит) и явления так называемого нравственного порядка (человек думает, чувствует, желает)". Важнейшим философским вопросом Чернышевский считает вопрос: "В каком же отношении между собою находятся эти два порядка явлений? " (там же).

Этот вопрос автор "Антропологического принципа . " стремится решить, утверждая единство "натуры человека", показываемого естественными науками. Апелляция к авторитету естественных (положительных) наук - важная особенность философии позитивизма, основателем которой был О. Конт. Но Чернышевский не приемлет воззрения Конта (хотя высоко оценивает его верность "научному духу") за то, что он ограничивается опытом и не хочет видеть за ним субстанциальной основы, считая ее принципиально "неизвестной".

Для Чернышевского такой субстанциальной основой опытного знания является материя. Антропологический принцип в философии он трактует материалистически. Но что же такое "материя"? "Материя, - пишет он, - это одинаковое в материальных предметах". Не довольствуясь таким определением, когда материя определяется через материальное, Чернышевский в письмах к своим сыновьям отмечал: "То, что существует, называется матернею". Но "то, что существует, - вещество". Следовательно, понятие материи философ отождествлял с понятием вещества. К веществу он относит и "силу", и "законы природы", и любое из ее качеств. Такой подход лежит в основе ряда упрощений в трактовке им единства законов природы. Поэтому подчас Чернышевский, вопреки диалектике, сводит качество к количеству, когда, например, пишет, что "разница между царством неорганической природы и растительным царством подобна различию между маленькою травкою и огромным деревом: это разница по количеству, по интенсивности, по многосложности, а не по основным свойствам явления". Порой он допускал упрощенное толкование познавательного процесса, односторонне критиковал философию Канта, отвергал выдающееся открьпие своего времени - неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевским ("некто Лобачевский") и К.Ф. Гаусом ("дикие фантазии Гаусаво вкусе Канта").

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Движение
      ...

    Философия древнего мира и средневековья
      ...

    Разделы