Философия Нового времени
Другое / Философия Нового времени
Страница 3

Вторая половина XVIII в. была эпохой обострения конфликта между феодальным и буржуазным мировоззрениями, особенно во Франции. Этот конфликт нашел свое выражение в буржуазной революции. Огромную роль в идеологической подготовке этой революции сыграли французские философы-просветители Вольтер, Ж.

Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гальвеций и П. А. Гольбах. Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, французские материалисты защищали материализм в его механистической форме. Так, Ламетри считал, организм человека машиной, которая заводится самостоятельно. Он учил, что человек – это особая машина, которая умеет мыслить, чувствовать, отличать добро от зла. Философы полагали, что вся природа разделяется на 2 больших класса – конкретный физический мир и общее основание этих вещей, которое есть материя, причем материю они отождествляли тогда с молекулами. Но, когда через сто лет было доказано, что не только молекулы, но и атом, который по определению неделим, на самом деле делимы, философам-естествоиспытателям пришлось признать, что материя исчезла. Материалисты же утверждали, что это не так, что исчез лишь предел, до которого человек знал физическое строение материи. Именно в среде французских материалистов было выдвинуто определение материи, которое признается и современными материалистами. Гольбах определил материю как объективную реальность, существующую вне человека и отражающуюся им посредством чувств. Это гносеологическое понятие материи, когда материя дается в ее отношении к сознанию, и не обладает никакими физическими или другими естественными признаками.

Вообще, характерной чертой философии Нового времени была ее ориентация на изучение процесса познания, т. е. во главе угла стояла гносеология. Однако, существенным недостатком этой теории познания было то, что субъектом познания был отдельный, конкретный человек, а объектом – природа, нетронутая человеком, природа, как таковая. И истина в этой философии понималась лишь, как соответствие содержания человеческих знаний вне человека существующей природы. Современная же теория познания исходит из иных принципов, подробное рассмотрение которых выходит за рамки данной контрольной работы.

Заключение

Новое время в отличие от Средневековья, характеризуется господством не духовного, а светского сознания, которое заключает в себе момент иррелигиозности. Кроме того, если в Средние века пользовались в основном дедуктивным методом, то есть рассуждением и получением истины, идя от общего к частному, то философия Нового времени строится на методе эмпиризма (познания с помощью опыта) и рационализма.

В целом же Новое время ознаменовалось бурным развитием естественных и точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы того времени создали новую картину мира, ставшую основой европейской научно-технической революции Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание – сила» стал отражением духа новой эпохи.

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    Деятельность, субъект, объект
      Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом семействе. ...

    Учение Лейбница
    Краеугольным камнем всего учения Лейбница была попытка объединения современной ему науки и философии с идеями и достижениями древних, в первую очередь греческих мыслителей и ученых. Лейбниц был кате ...

    Противоречие
      ...

    Разделы