PhieXperts.ru
Деятели философии
Философия Нового времениДругое / Философия Нового времениСтраница 1
Введение
В XIVXVI веках происходил процесс постепенного отмирания средневековой философской парадигмы. Вместо нее формировалась новая парадигма, основные черты которой соответствовали специфике зарождающегося буржуазного общества, которое утверждало себя как промышленно-урбанистическую цивилизацию.
Соответственно, возникает новая тенденция к отождествлению бытия с природным бытием.Сначала природное бытие выступает в форме природного человека, однако потом на место природного человека становится природа вообще, человек же становится просто одной из частей природы. Отсюда, главным становится естествознание, а его развитие, в свою очередь, требовало замены схоластического, умозрительного метода мышления новым, обращенным к реальному миру.
Господствующей философской тенденцией в XVIIXVIII в.в. становится материализм, так как растущие знания о природе подтверждали его истинность и опровергали положения идеализма. Но, изза того, что наиболее развитыми науками были механика и математика, материализм того времени был механистическим. Именно в механике видели философы того времени ключ к тайнам мироздания. Характерной чертой философии Нового времени являлось то, что великие философы были также и великими учеными – естествоиспытателями. Аристотелевская логика, наиболее полно отвечающая требованиям, предъявляемым к обоснованию уже имеющихся знаний, перестает быть жизненно необходимой. Необходимой становится логика, направленная на добывание новых знаний.
И тут, как нельзя кстати, возникает индуктивная логика, создателем которой считается английский философ Ф. Бэкон.
Френсис Бэкон (15611626) полагал, что истину можно постигнуть только экспериментальным путем, там же, где философия остаётся схоластичной – она не истинна. Индуктивный метод, выведенный Бэконом, состоял из эксперимента, наблюдения, анализа и сравнения. Однако, истинное знание возможно лишь тогда, когда разум освободится от, так называемых, «призраков». Всего же «призраков» по Бэкону – четыре вида: «рода», «пещеры», «рынка» и «театра». В тоже время Бэкон может быть уличен в некоторой непоследовательности: исповедуя материалистические принципы он допускал существование бога и идеалистически толковал закономерности общественной жизни.
Наиболее типичной теорией познания была теория Джона Локка (16321704), в которой он исходил из того, что природа в своем основании имеет материю, основным свойством которой является её непроницаемость и атомарное строение. Но Локк допускал непоследовательность в своих взгядах, считая, что полного перехода от атомов к реальному миру и наоборот мы признать не можем. Также Локк считал, что основным источником знаний человека – его чувства. Такой подход называется сенсуализмом. Согласно учению Локка, абстрактные понятия формируются путем отбрасывания случайных признаков предмета, а то, что остается – это и есть содержание наших понятий. Но нельзя не заметить, что вышесказанное справедливо лишь в отношении незатронутой деятельностью человека природы.
Английский философ Томас Гоббс (15881679) следовал принципам материализма, изложенным Бэконом, и развивал их. Гоббс сводил движение вечной, по его мнению, материи к перемещениям тел в пространстве и уподоблял человека, общество и все тела природы механизму. Считая, что знания добываются с помощью ощущений, Гоббс, тем не менее, подчеркивал значение разума.
В отличие от него, французский философ и математик Рене Декарт (15961650) поставил на первое место разум, считая эксперимент простой практической проверкой данных интеллекта. Считая разум источником познания и критерием его истинности, Декарт стремился разработать один, универсальный метод для всех наук, исходя из наличия в человеческом уме «врожденный идей», к которым он относил большинство оснований математики и логики. Взгляд Декарта на природу был чисто механистическим: Вселенная, по его мнению, есть огромный механизм, первоначальный импульс к развитию и существованию которого дает Бог, а дальнейшее развитие зависит от творческой силы материи. Если по Локку основное свойство материи – непроницаемость, то Декарт считал основным признаком материи протяженность. Внешний мир, по Декарту – геометрические фигуры и отношения между ними.
Смотрите также
Мышление
Побеждай сперва мыслью, а потом
делом.
А.В. Суворов. Наука побеждать.
...думать — это значит ставить
вопросы
и пытаться находить ответы на них.
В. Рубцов
Как мы думаем, так ...
Для чего нужно изучать философию?
1. Философствует каждый и каждый
решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к
миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...
Конфуций - Учитель с большой буквы
С чем у обычного человека ассоциируется Китай? Ну, наверное, в первую очередь с легендарной многочисленностью китайцев, давно ставшей темой анекдотов. Затем вспоминаются иероглифы, шелк, китайская кух ...