Взаимосвязь чувственного и логического познания. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании
Другое / Философское учение о познании / Взаимосвязь чувственного и логического познания. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании
Страница 2

Рационализм – направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания в противоположность эмпиризму, который считает единственным источником познания чувственный опыт.

Выдающиеся представители рационализма Р. Декарт, Спиноза, Лейбниц, полагали, что истинное знание дается только размышлением, логикой умозаключений, а ощущения не дают нам полного знания предмета. С точки зрения современной науки и сенсуализм, и рационализм фиксирует только одну сторону момента познания истины. Познание – это не ощущение, изолированное от мысли, и не мысль в своей изолированности от чувств, а взаимосвязь чувственного и рационального, оно имеет двуединое начало. Одно – это независимо от человека существующий объект как предмет познания, как материал, данный восприятием. Второе – набор всеобщих определений мысли, представляющий собой орудие познания, средство духовной обработки чувственного материала. При отсутствии любого их этих начал познание невозможно. Как и любой процесс взаимодействия, познание оказывается возможным и начинается только тогда, когда уже имеются налицо оба элемента, участвующие во взаимодействии. Метафизическое сведение целостного отношения к какому-либо одному моменту является методологической ошибкой.

Иррационализм – философское учение, которое в противоположность рационализму ограничивает или полностью отрицает возможности человеческого разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Иррационализм выдвигает на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, интуицию, "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т.п. Иррационализм опирается на идеи датского ученого С. Кьеркегора и немецкого философа Э. Гуссерля. Философское мышление, по мнению Кьеркегора, должно исходить не из теоретических принципов, а быть связанным с внутренней духовной жизнью личности, её эмоциональными переживаниями. Именно такое мышление является подлинно конкретным, имеющим собственно человеческий смысл.

Гуссерлю иррационализм обязан разработкой методологии, в основе которой лежит отрицание объекта познания вне направленного на него сознания субъекта, его интуиции и эмоций. То есть Гуссерль предлагал строить философию на основе "чистого сознания". Суть её состоит в том, что мы отвлекается от существования внешнего мира, от содержания естественных и общественных наук, от непосредственных психологических переживаний – эмоций, эстетических, нравственных чувств и т.д. То, что остается после этого, и есть "чистое сознание"; оно направляется на объект исследования, что и составляет истинное строение всякого знания. Крупнейшим представителем иррационализма последний трети ХIХ века был Ф. Ницше, родоначальник так называемой "философии жизни". Основная идея "философии жизни" заключается в том, что понятие материи заменяется понятием "жизни", как иррационального потока, "порыва". Материя понимается как потухший остаток, застывшая форма "жизни". Разум убивает "жизнь", останавливает ее непрерывное движение. Поэтому для познания нужен не разум, а интуиция, то есть непосредственное переживание жизни. Религия, по мнению Ницше, отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Более того, она, как и всякий догматизм, нуждается в слое подавленных людей, внутренне несвободных, превративших собственную несвободу в идеал, смирение – в добродетель. Но человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше – нужно воспитывать сильную и свободную (от всякой морали) личность, отказываться от культа слабости и покаяния.

В 30-е года ХХ века появляется другая разновидность иррационализма – экзистенциализм.

Экзистенциализм - разделяется на религиозный и атеистический.

Представители религиозного экзистенциализма Г. Марсель, к. Ясперс, считают, что через экзистенциальный опыт человек постигает Бога. Представители атеистического экзистенциализма М. Хайдеггер, Сартр, Камю, считают, что экзистенциальный опыт человека ориентируется, прежде всего, не на Бога, а на индивидуальность и неповторимость самого человека. Однако и та, и другая разновидность немыслимы без катастрофы, временности, движения к смерти. Главный принцип экзистенциализма "Существование предшествует сущности" - это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, а только потом он определяется.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Движение
      ...

    Материя
      ...

    Учение об обществе (социальная философия)
      ...

    Разделы