Взаимосвязь чувственного и логического познания. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании
Другое / Философское учение о познании / Взаимосвязь чувственного и логического познания. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании
Страница 1

В истории философии сложились различные взгляды и представления о проблеме соотношения чувственного и логического познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по-своему решить эту проблему - сенсуализм, эмпиризм и рационализм.

Понятие сенсуализм обозначается теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более ил менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. В древнем мире представителями сенсуализма были киренаики и эпикурейцы, в средние века сенсуализм был мало распространен. В Новое время основу сенсуализма заложил Д. Локк, который выдвинул положение, что нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Это положение разделяли Т. Гоббс и Д. Беркли. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей, в частности, Э. Кондильяк утверждал, что восприятие охватывает все духовные способности. Д. Юм добавил к "внешнему опыту", из которого исходили все прежние представители сенсуализма, "внутренний опыт". Согласно его утверждению, все творческие силы души есть не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. На позициях сенсуализма стоял Л. Фейербах. Близкими к сенсуализму направлениями являются эмпириокритицизм и позитивизм.

Эмпириокритицизм (философия "критического опыта") – реакционное субъективно-идеологическое философское течение, возникшее во второй половине ХIХ века в Германии и Австрии, которое целиком основано на идеалистическом извращении понятия "опыт", который эмпириокритики понимали субъективно-идеалистически, как суму человеческих переживаний, ощущений безотносительности к объективной реальности.

Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Эмпиризм – гносеологическое учение, преувеличивающее роль опыта в процессе познания человеком мира и полагающее его единственным источником и основой познания. Существует идеалистический и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах и др.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит материальная природа. Дж. Беркли, будучи религиозным деятелем, резко ополчился против материалистического мировоззрения. Он категорически отрицал даже само существование материи. В частности, он утверждал, что существует лишь то, что мы воспринимаем, что весь мир – это комплекс ощущений, которые, в конечном счёте вложены в людей Богом.

Д. Юм, утверждал, что нельзя однозначно ответить на вопрос, существует ли мир, поскольку мы всегда имеем дело лишь с ощущениями и за их пределы выйти не в силах. Природа же ощущений и возникающих на их основе восприятий и представлений нам неизвестна. Следовательно, мы не можем знать что-либо вокруг себя, кроме собственных ощущений.

Материалистический эмпиризм (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк и др.) считает, что в основе чувственного опыта лежат предметы материальной природы. Френсис Бэкон, по праву считается одним из родоначальников эмпиризма в теории познания. Высшая цель науки, по его мнению, - достижение господства человека над природой на основе знания её собственных законов. Путем, ведущим к такому знанию, он считал наблюдение, анализ и эксперимент. Ф. Бэкон явился и разработчиком индуктивного метода доказательства истины, суть которого состоит в опоре на конкретные факты, их анализе и последовательном мысленном обобщении.

Продолжатель бэконовской традиции эмпиризма в философии Томас Гоббс, одним из первых обратил внимание на роль языка в процессе познания, его тесную связь с абстрактным мышлением. Он считал, что в языке слова становятся знаками общих идей, благодаря чему появляется возможность достоверного общения знания, так как каждый человек не способен все познать, опираясь лишь на собственный опыт.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Введение
      В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и глубочайшие философские идеи, составляющие ...

    Учение о человеке (философская антропология) При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
      ...

    Разделы