Этапы развития политической философии
Другое / Этапы развития политической философии
Страница 1

В поисках ответов на основополагающие вопросы мироздания вообще и самоорганизации человеческих сообществ в частности мыслители античного периода уделяли большое внимание проблемам политики, власти, государства, законности, форм государственного правления и другим.

Более того, они придавали этим проблемам приоритетное значение. Например, Аристотель писал: «Если конечной целью всех наук и искусств является благо, то высшее благо есть преимущественно цель самой главной из наук и искусств, именно политики.»

Платон, пожалуй, является первым философом, изложившим в философском контексте вопросы политики и государственного устройства общества. В работе «Государство» он дает широкую панораму социальной структуры, форм правления и нравственных отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной жизни. Центральной политико-философской проблемой данной работы является вопрос о справедливости. Платон размышляет о том, что такое справедливость, как ее характеризовать. «…Подлинный правитель имеет в виду не то, что пригодно ему, а то, что пригодно подвластному, так что всякий понимающий это человек вместо того, чтобы хлопотать о пользе другого, предпочел бы, чтобы другие позаботились о его пользе».

Справедливость, по убеждению античного философа, свойственна не только отдельному человеку, но и целому государству, происхождение которого он связывает с потребностями, когда каждый человек, будучи не в состоянии удовлетворить свои потребности, обращается к другому человеку, производящему то, что необходимо остальным. Платон выступает за разделение труда, связывая его с природными задатками человека. Разделение труда является причиной разделения общества на три сословия: философов, стражей и трудящихся, или, как выражается сам Платон, на три начала – совещательное, защитное и деловое. Платон исходит из существующего неравенства умственных способностей людей, а это неравенство, в свою очередь – логическое следствие концепции знания как припоминания. Совершенно недопустимо поэтому, чтобы «природный» сапожник или плотник претендовали на несвойственную им роль в государстве.

Разделение труда позволяет производить больше продуктов для удовлетворения потребностей людей. Потребности же в свою очередь вынуждают людей объединяться, а государство возникает на базе общественного договора. Первоначальное государство у Платона совершенно, и главная задача состоит в том, чтобы обеспечить функционирование этого государства без развития. Платон отрицает всякий общественный прогресс; по его мнению, любое изменение, любое новшество ведет к деградации и является регрессом.

В политической философии Платона основное место занимает идеальное государство. Эту модель государства можно назвать аристократической с заметным теократическим оттенком. В ней прослеживаются черты и признаки той формы правления, которая в тот период господствовала в Спарте. Во главе этого государства стоят философы-правители в качестве носителей неизменных, вечных, абсолютных истин. В таком государстве все слои чувствуют себя счастливыми, в нем царит справедливость, тогда как в плохом господствует несправедливость. Платон считает, что в идеальном государстве должны быть четыре добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. Мудрость – принятие правителями здравых решений, мужество – это сохранение определенного мнения в любых ситуациях. Рассудительность – власть «над определенными удовольствиями и вожделениями». Все три сословия должны служить справедливости: они свободны, равны и счастливы. Свободны потому, что внутренне осознали необходимость своего положения; равны, потому, что каждый человек идеального государства занимает именно то место в обществе, для которого он рожден. Права всех граждан в государстве ограничены их реальными возможностями, и именно в этом смысле все они равны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Деятельность, субъект, объект
      Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом семействе. ...

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Разделы