Этапы развития политической философии
Другое / Этапы развития политической философии
Страница 6

Долгий исторический спор о первенстве власти завершился отклонением притязаний папства на верховную власть в эпоху Реформации. Знаменитый английский реформатор церкви, священник и профессор Окфордского университета Д.

Уиклиф заявлял: «Король держит королевство непосредственно от Бога, а не от папы».

Завершению спора способствовало распространение теории французского юриста Ж. Бодена о суверенитете. Главное в его теории о суверенитете – это идея принадлежности власти только государству. Таким принципом государство отличается от семьи и какого-либо объединения, воплощает единый порядок и противостоит анархии. В первичной боденовской интерпретации суверенитет идентифицировался с единством власти, ее неограниченностью, позитивным законом. Это означало, что власть сосредоточена у короля, который и является сувереном, то есть единственным носителем суверенитета. Король-суверен, по Ж. Бодену, не связан законами, которые он издает. Идея суверенитета была сформулирована как способ противостояния единой королевской власти притязаниям папства на власть, а также раздорам аристократии, гражданским войнам и крестьянским восстаниям.

Итогом эволюции политической мысли и общих политических ценностей явилось признание необходимости центральной сильной власти и одновременно наличия пределов власти монарха. О принципиальном оправдании тираноубийства писал Иоанн Солсберийский, средневековый философ.

В продолжение традиции, восходящей к Аристотелю, в средние века также уделялось значительное внимание формам правления. Высказывались доводы относительно того, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества. При этом большинство мыслителей, озабоченных проблемой достижения единства общества, рассматривали монархию, то есть правление одного, как наилучшую форму, наиболее пригодную для обеспечения этого единства. Однако постепенно становилась очевидной необходимость более или менее ясно очерченных внешних ограничений этой власти. Ряд положений римского права в тот период интерпретировался как средство, с помощью которого народ утверждает своего правителя и устанавливает четко очерченные рамки, в которых правитель вправе действовать. Симптоматично, что Марсилий Падуанский отстаивал весьма радикальный для того времени тезис о том, что народ и только он является источником как светской, так и духовной власти. Он даже высказывал мысли, весьма близкие идее разделения власти на законодательную и исполнительную ветви, сформулированной только в Новое время. Исследователи считают, что уже в средневековой договорной теории государства можно обнаружить первые зародыши идей конституционализма, впоследствии ставшей одной из несущих конструкций демократической теории.

В целом можно сказать, что период от античности вплоть до начала Нового времени составляет предысторию политической философии, главное значение которой состоит в накоплении и трансмиссии от поколения к поколению политического и политико-философского знания.

Литература

Философия власти / Под. ред. В.В. Ильина. М.,1993.

Штраус Л. Введение в политическую философию. М., 2000.

Философия политики / Под ред. В.В. Ильина, А. С. Панарина. М.,1994.

Ильин М.И. Политический дискурс: слова и смыслы. // Полис. 1994. №1.

Капустин Б.Г. Критика политического морализма.// Вопросы философии, 2001. №2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Философия древнего мира и средневековья
      ...

    Жизнь по Конфуцию. Делаем себя совершеннее
    Чтобы стать лучше и сделать мир совершенней, не надо искать новых путей. Обратись к конфуцианству – самому рациональному и практичному учению древности – оно может стать твоим неожиданным ...

    Задачи и упражнения по философии
      К разделу "Введение. Что такое философия?" 1.Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом се ...

    Разделы