Глоссарий специальных терминов и понятий по философии
Другое / Глоссарий специальных терминов и понятий по философии
Страница 14

227. СУБОРДИНАТИЗМ -

(лат. "subordinatio", "субординация", "подчиненность") - еретическое учение, принятое католиками, устанавливающее между лицами Пресвятой Троицы строгую иерархию: Отец-Сын-Дух Святой.

Православие, в свою очередь, настаивает на сверхразумном характере отношений всех трех Божественных Лиц, ограничиваясь догматом, принятым на Втором Вселенском соборе.

228. СУБЪЕКТИВИЗМ

— философская позиция, согласно которой отрицаются объективные законы природы и общества.

229. СУВЕРЕНИТЕТ -

(франц. "souverainete" - "самоуправление") - "полновластность", "верховенство власти".

230. СУННА- мусульманское священное предание, свод толкований "Корана" в догматических, юридических и социальных аспектах, сложилась в конце VII -IX веках. Состоит из хадисов - повествований о поступках и изречениях Мухаммеда.

231. СУННИЗМ- одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений в исламе. В странах распространения ислама приверженцы суннизма - сунниты - составляют большинство, кроме Ирана, Южного Ирака, Йемена, Азербайджана, где большинство - шииты, и Омана, где большинство - ибадиты (атипичная линия, возникшая от древних хариджитов). При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на "согласие всей общины", в отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов.

232. СУПРЕМАТИЗМ- учение о расовом превосходстве одних людей над другими.

233. СУФИЗМ -

(араб. "ат-тасаввуф", "одетые в шерсть", отсюда - власяница как атрибут аскета) - эзотерическое направление в исламской традиции. Суфии стремятся войти в близкий контакт с Аллахом через посредство тайных инициатических практик и благодаря особой инстанции, называемой "свет Мухаммада", которая рассматривается как промежуточная между творением и творцом. В суфизме существует несколько основных орденов - "тарикатов", "путей": "шадилия", "накшбандия", "алавийя", "кадырийя", "ишракийя" и т.д. Во главе суфийских орденов стояли шейхи. Возникло течение в VIII-IX вв., окончательно оформилось в X-XII вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с инициатической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических "озарениях") и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми и др.)

234. СХОЛАСТИКА -

(греч. "scolastikwz", "школьный", "ученый") - тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века.

-Т-

235. ТЕИЗМ

— религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте.

236. ТЕОЛОГИЯ - система обоснования религиозного учения; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства.

237. ТЕОСОФИЯ

— мистическое богословие.

-У-

238. УТИЛИТАРИЗМ

— направление в этике, считающее пользу основой нравственности.

-Ф-

239. ФАТАЛИЗМ - (от лат.Fatalis – предопределенный) - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

240. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

— философское направление, стремящееся освободиться от натуралистических установок,

расчленяющих субъект и объект.

241. ФИДЕИЗМ

— утверждение приоритета веры над разумом.

242. ФИЗИКАЛИЗМ

— концепция неопозитивизма, основанная на требовании перевода положений конкретных наук на язык физики.

-Х-

243. ХОЛИЗМ

— философский принцип, согласно которому миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности.

-Ц-

244. ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (от лат.Civilis – гражданский) ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества.

-Э-

245. ЭВДЕМОНИЗМ

— античный принцип миропонимания, согласно которому счастье является главной целью человеческой жизни.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

    Смотрите также

    Деятельность, субъект, объект
      Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом семействе. ...

    Жизнь, смерть, бессмертие
      Жизнь, смерть, бессмертие — магические слова, которые значат бесконечно много для каждого из нас. Люди задумывались над их смыслом с тех пор, как стали людьми. Особенно пытаются разобрать ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Разделы