Глоссарий специальных терминов и понятий по философии
Другое / Глоссарий специальных терминов и понятий по философии
Страница 10

— философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи.

164. ПАНТЕИЗМ

— учение, растворяющее Бога в природе.

165. ПАРАДИГМА -

(греч.

"paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин "парадигма" использовался в платонической и неоплатонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяющего структуру и форму материальных вещей. Парадигма - это не миф, но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и рекомбинации. Парадигма - это не теология, но система теологий, которые, различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице. Парадигма - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа) неопределенно большую систему мировоззрений. Парадигма не идеология, но корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные различия в идеологиях, формально очень схожих.

166. ПАССИОНАРИЙ- носитель "пассионарности".

167. ПАССИОНАРНОСТЬ -

(франц. "passion", "страсть", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

168. ПАТРИСТИКА -

(греч. "pater", латинское "pater" - "отец") - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. - т.н. "отцов церкви". Периоды: II-III вв. - полемически разнообразное философствование т.н. апологетов (в меньшей степени Тертуллиан, в большей Климент Александрийский и особенно Ориген); IV-V вв.- систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: св. Василий Великий, св. Григорий Назианзин (Григорий Богослов), св. Григорий Нисский; на Западе - бл. Августин); VI в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии, завершающихся в трудах св. Иоанна Дамаскина.

169. ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ -

(лат. "penitentiare", "наказывать") - "исправительный".

170. ПЕРМАНЕНТИЗМ -

(лат. "permanens", "нечто постоянное", "неизменное", "перманентное") - концепция, согласно которой в истории, политике, философии, психологии, культуре повторяются одни и те же сценарии с небольшими модификациями.

171. ПЕРМИССИВНЫЙ -

(англ. "permissive") - позволительный, система права, ставящая акцент на разрешении, а не на запрете.

172. ПЕРСОНАЛИЗМ

— учение, признающее личность первичной творческой реальностью.

173. ПИФАГОРЕИЗМ

— совокупность учений, развивающих учение Пифагора.

174. ПЛАТОНИЗМ

— философское направление, основывающееся на учении Платона.

175. ПЛЮРАЛИЗМ

— философская позиция, основанная на признании множественности подходов к одному и тому же явлению.

176. ПОЗИТИВИЗМ -

(франц. "positivisme", от лат. "positivus", "положительный") - философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты ("атомарные факты"), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

    Смотрите также

    Философия древнего мира и средневековья
      ...

    Деятельность, субъект, объект
      Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект — крайние члены семейства. Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом семействе. ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Разделы