Понятие гуманизма в рамках отечественной философской науки
Другое / Гуманизм как общественно-историческое явление / Понятие гуманизма в рамках отечественной философской науки
Страница 3

Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, отражающее основные условия общественной жизни. Ценности гуманизма не второстепенные элементы определенной надстройки.

По своей значимости они соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры.

Единство целей и средств в гуманистическом мировоззрении означает пересечение всяких попыток любыми средствами добиться своих целей. Нельзя поступаться гуманистическими принципами по соображениям стратегической необходимости. Так, насилие и террор не могут использоваться в качестве средств регулирования отношений между людьми или в качестве методов социальных преобразований, какими бы благородными целями это не обосновывалось.

Приоритет идеи свободы в системе гуманистических ценностей обусловлен тем, что именно свобода индивида является той ценностью, с помощью которой реализуются другие социальные ценности (например, равенство, справедливость и др.). Идея свободы проявляется в различных формах и прежде всего как свобода мысли и духа. Она относится ко всем областям, включая политику, науку, образование, мораль. В русле действия этой формы никто не имеет монополии на истину. Другая форма проявления свободы – это моральная свобода или смысложизненное самоопределение личности. Данная форма, с одной стороны, тесно связана с «правом на личную жизнь», а с другой стороны – она требует создания условий для самоутверждения и самореализации личности. Следующая форма осуществления идеи свободы – это политическая свобода, проявляющаяся в приверженности личности к демократии и выступающая защитой целого ряда гражданских свобод: свободы совести и слова, права на создание политических партий, права на легальную оппозицию. Наконец, особой сферой проявления свободы является свобода экономической деятельности.

Итак, гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра – человека. Если гуманизм – это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

Прежде всего отметим, что гуманность не может быть просто чертой личности, так как черта – это только «свойство, отличительная особенность». Представляется правомерным рассматривать гуманность как качество личности, поскольку качество – это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств». В. Н. Мясищев считал, что гуманность «нельзя представлять как часть или сторону, как элемент, а следует понимать как интегральную «позицию» личности в целом». Развивая эту точку зрения, Я.Л. Коломинский утверждает, что гуманность представляет собой комплекс качеств личности, в которых выражается отношение человека к человеку. Эти качества и проявляются, и формируются в сфере человеческих взаимоотношений. В гуманных отношениях, по мнению З.Г. Нигматова, выражаются высшие духовные потребности личности видеть в человеке товарища, друга, брата, жить для блага людей труда, видеть человека, удовлетворенного жизнью, счастливым. Именно отношение к людям (гуманное и негуманное) определяет сущность человеческой личности с нравственной стороны. В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи». Однако, если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия «гуманность» должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон – естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Введение
      В истории философии не так уж много примеров, чтобы в деятельности и произведениях одного и того же лица сочетались эпохальные научные открытия и глубочайшие философские идеи, составляющие ...

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Разделы