Понятие гуманизма в рамках отечественной философской науки
Другое / Гуманизм как общественно-историческое явление / Понятие гуманизма в рамках отечественной философской науки
Страница 1

В отечественной науке сложились различные подходы, в рамках которых понятие гуманизма трактуется неоднозначно. Согласно одному из них гуманизм рассматривается как характеристика морали. Такой подход реализован при определении понятия гуманизм в «Большой советской энциклопедии», в которой она раскрывается как «взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей моральные качества».

Имеются подходы, в которых гуманизм выступает как черта марксистской идеологии и практики рабочего класса. Так, в «Философской энциклопедии» дано определение гуманизма как черты последовательного научного мировоззрения и практики рабочего класса, цель которого – освобождение трудящихся всех рас и наций от классового и национального гнета и неравенства, утверждение действительной свободы и счастья человека путем создания коммунистического общества».

Гуманизм в «Философском словаре» (под ред. М. М. Розенталя) определяется как «совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, из всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни». В «Словаре по этике» (под ред. И. С. Кона) гуманизм рассматривается как «принцип мировоззрения (в т. ч. нравственности), в основе которого лежит убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества».

Таковы определения понятия «гуманизм», которые содержатся в различных словарях. Однако еще более многообразны они в научной литературе, анализ которой позволил установить, что понятие «гуманизм» употреблялся еще по крайней мере в десяти смысловых значениях: название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; обозначение нравственных качеств личности – человечности, доброты, уважения; определение важнейшего фактора гармонического развития личности; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности, как к цели; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.

Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм». В публикациях гуманность, как и гуманизм, называют одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали, составной частью воспитания. Отсюда в психолого-педагогических работах появляются словосочетания, употребление которых является неправомерным (например, воспитание гуманизма). В учебниках и учебных пособиях по педагогике также нет четкого разделения понятий «гуманизм» и «гуманность», а «воспитание гуманизма» и «воспитание гуманности» употребляется как синонимичные.

В связи с понятийной неопределенностью гуманизм рассматривается то как фактор воспитания нового человека или его принцип, то как средство воспитания гуманных отношений. Попытки развести понятия «гуманизм» и «гуманность», однако, в литературе встречаются. Так, Н. Д. Левитов, пытаясь развести понятия «гуманизм» и «гуманность», отмечал, что гуманизм – понятие идеологическое и поэтому его исследование прежде всего входит в компетенцию философских наук, а гуманность – понятие не только идеологическое, но и психологическое, поскольку гуманность – одна из важнейших черт направленности или, по другой терминологии, системы отношений личности. На необходимость различения понятий «гуманизм» и «гуманность» указывала М. И. Петросян, которая считала, что «гуманизм часто отождествляется с гуманностью и рассматривается лишь как черта или принцип коммунистической нравственности, идеологии. Такое понимание вопроса неполно. Понятие гуманизм… гораздо шире, чем гуманность, человечность». Естественно, что такая терминологическая неупорядоченность негативно сказывается в ситуациях использования аксиологического подхода к изучению проблем личности и образования. В этой связи проставляется целесообразным обращение к этимологическому толкованию этих слов.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Мышление
      Побеждай сперва мыслью, а потом делом. А.В. Суворов. Наука побеждать. ...думать — это значит ставить вопросы и пытаться находить ответы на них. В. Рубцов Как мы думаем, так ...

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Разделы