Законы диалектики - материализм или идеализм
Другое / Законы диалектики - материализм или идеализм
Страница 3

Законы диалектики не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как грани (аспекты) единого процесса развития или, если изменить ракурс зрения на гносеологический, позволяют всесторон­не понять и описать процесс развития.

Взятые вместе, они могут быть интерпретированы как неизменная порождающая матрица любых процессов развития, которые когда-либо были, есть или произойдут в будущем. Эти законы можно уподобить Вселенским Правилам Игры, по которым «живет-играет» Космос, наша земная цивилизация, ее отдельные нации, культуры, социальные общности, идеи или неповторимые экзистенции. Здесь экстенсивно конечные по числу законы порождают потенциально бесконечное множество конкретных вариантов и сценариев развития на всех уровнях бытия, по-разному проявляясь на этих уровнях.

Иными словами, законы диалектики есть типичный пример конкретно всеобщего единства, не оторванного от своих особенных форм, но, напротив, способных обогащаться этой особенностью и потому бесконечно многообразно обнаруживать собственные сущностные черты на уровне своих единичных проявлений. Ясно, что исчерпать аспекты и формы проявления этих всеобщих законов развития чело­вечество не сможет никогда, но это отнюдь не мешает ему бесконеч­но уточнять их всеобщее метафизическое смысловое содержание.

В плане демонстрации единства трех законов можно сказать, что любой предмет или явление представляет собой некоторое качество, где есть единство противоположных конститутивных тенденций и сторон. В результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества возникает неразрешимое противоречие.

Развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. «Почка исчезает, когда распускается цветок, — писал Гегель, — и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно также при появ­лении плода цветок признаётся ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несо­вместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время момен­тами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один также необходим, как и другой; и только эта одина­ковая необходимость и составляет жизнь целого».

Понятно, что и характер качеств, и формы разрешения противоре­чий, и направленность развития целого будут довольно сильно раз­ниться, например, в неорганической природе и в сфере человеческого духа, что, однако, вовсе не исключает принципиального гомологичес­кого единства между ними. Одна из бед метафизического мышления (в смысле антидиалектики) — неумение разбираться в диалектике суб­станциально устойчивого и акциденциально изменчивого, всеобщего и единичного, сущностного и явленного, необходимого и свободного. Здесь везде, как писал тот же Гегель, «удерживаются односторонние . и исключаются противоположные определения. Это вообще строгое или-или, согласно которому утверждают, например, что мир или коне­чен, или бесконечен, но непременно лишь одно из этих двух».

Иногда говорят, что есть основные, а есть неосновные законы диалектики, выраженные парами предельных категорий типа «сущ­ность—явление», «необходимость—случайность», «возможность-действительность», «причина—следствие», «форма—содержание» и т.д. Такое утверждение не столько ошибочно, сколько избыточно, ибо все философские категории, которыми оперирует наше мышление, схватывают важнейшие противоположные стороны бытия. Путем прояснения их категориального содержания мы выявляем какие-то важные универсальные закономерности функционирования, разви­тия и упорядоченности окружающего мира. Однако есть четко зафик­сированные на философском категориальном языке универсальные закономерности развития, а есть категориальные онтологические смыслы (типа выделенных выше категориальных пар), которые опи­сывают разные аспекты бытия, но все же больше относятся к характе­ристике типов связей, существующих в мире.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Жизненные уроки от Конфуция
    Конфуций был Китайским мыслителем и философом. Его философия была сосредоточена на вопросах морали, как с личной, так и с правительственной точки зрения. Конфуций учил правильным общественным отношени ...

    Заключение
      Лейбниц — один из самых всеобъемлющих гениев за всю историю человечества. Великий философ, он в то же время знаменитый математик, физик, историк, богослов, юрист и дипломат. Едва ли сущест ...

    Гуманизм, либерализм и свобода
      ...

    Разделы