Законы диалектики - материализм или идеализм
Другое / Законы диалектики - материализм или идеализм
Страница 2

Одновременно диалектический метод обнаружил поразительную эффективность и при решении теоретических проблем конкретных на­ук. Поэтому, прежде чем перейти к анализу элементов диалектической модели развития, укажем на выдающихся ученых, руководствовавших­ся диалектическим методом и сумевших получить общезначимые науч­ные результаты.

В экономической науке это К. Маркс, в физике — Н. Бор, в психологии — Л.С. Выготский, в биологии — И.И. Шмальгаузен и Дж. Бернал, в лингвистике — Ф. де Соссюр и Н.С. Трубецкой, в теории государства и права — Н.Н. Алексеев, в истории культуры и изучении мифологии —А. Ф. Лосев и К. Леви-Строс.

Этот список ученых можно было бы и продолжить. Для нас же важно здесь подчеркнуть тот момент, что ученый — человек прагма­тичный, нацеленный на конкретный научный результат. Если метод таких результатов не дает, то от него ученые попросту отказываются. Значит, диалектический метод был эффективен, невзирая на то, в ка­кой интерпретации он использовался тем или иным мыслителем — в материалистической, как у Л. С. Выготского, идеалистической, как у раннего А.Ф. Лосева периода «Античного Космоса и современной на­уки», или же специфически восточной, как у Н. Бора. Мы глубоко убеждены в том, что уж если между идеализмом и материализмом во­обще нет никаких оснований вырывать непроходимую пропасть, то это тем более безосновательно применительно к различным метафи­зическим интерпретациям диалектики.

Ее разделение на идеалистическую и материалистическую диалек­тику весьма условно. И тот, и другой вариант позволяет эффективно объяснять реальное и идеальное бытие, ну разве что метафизические акценты будут расставлены по-разному. Поэтому марксистское пере­ворачивание Гегеля «с головы на ноги» представляет собой лишь «фи­лософское упрощение» представления о бытии, которое не меняет су­ти концепции, но делает ее менее логичной. Это своеобразная интерпретация идеалистической системы в материалистическом духе.

Тем не менее, если мысленно отмежеваться в одном случае от абсолютной идеи как первоначала, а в другом — от настойчивых повторов материалистических заклинаний, то останется достаточно стройная система диалектических законов и категорий, которые, с одной стороны, позволяют нам успешно разрабатывать важнейшие онтологические темы, а с другой — служить эффективным средством анализа и решения вполне конкретных познавательных, социальных, ценностных и экзистенциальных проблем.

При изложении законов и категорий диалектики мы будем пре­дельно лаконичны и ограничимся здесь в основном проблемами так называемой объективной диалектики, как ее называли в рамках диа­лектического материализма. При всей относительности и спорности этого термина в нем есть определенный смысл, ибо он фиксирует на­правленность диалектической мысли не на исследование диалектики познавательного процесса и логических средств осмысления диалек­тически противоречивых объектов, на что мы указывали в предыду­щей главе, а на универсальные законы развития любых объектов и процессов во всех стратах бытия — от природной до спекулятивно-метафизической." Это, с нашей точки зрения, тем более оправдано, что в отечественной философской традиции давнего и недавнего про­шлого накоплен гигантский теоретический материал по истории и те­ории диалектики. Кроме того, диалектическую природу категориаль­ной структуры нашего мышления и принципы разумного мышления мы проанализируем в гносеологическом разделе нашего учебника.

Итак, отталкиваясь от интерпретации классического гегелевского наследия, обыкновенно выделяют три всеобщих закона диалектики:

закон отрицания отрицания (или закон спиралевидного характера развития);

закон перехода количественных изменений в качественные;

закон единства и борьбы противоположностей.

Последний, с нашей точки зрения, точнее было бы именовать законом взаимодействия противоположностей, учитывая, что фундаментальные противоположности бытия (типа материального и иде­ального, мужского и женского, левого и правого, внутреннего и внешнего и т.д.) могут и не бороться друг с другом, а, напротив, довольно гармонично друг друга обогащать.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Высказывания Конфуция
    Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту. - - - Лишь та - ошибка, что не исправляется. - - - Посещать и слушать злых людей - это есть уже начало злого дела. - - - Перед челов ...

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Жизнь и труды Лейбница
      Лейбниц родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Через три года закончилась Тридцатилетняя война, оставившая Германию в состоянии полного разорения. В течение последующих нескольких десятилети ...

    Разделы