Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.
Другое / Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.
Страница 4

Воля вне времени и пространства, что подразумевает ее исключительность. Воля понимается как универсально-космический феномен, а каждая сила в природе – как воля. Воля не развивается, а лишь объективирует себя на различных уровнях.

Мировой процесс развертывается не снизу, от хаоса к космосу, а сверху: от чистой воли к формам объективации.

Шопенгауэр рассматривает эту волю как настоящее зло, ответственное за страдания, которые неизбежно сопровождают жизнь. Индивид имеет для природы косвенное значение, поскольку он служит средством для ее сохранения. Вне этого она равнодушна к его существованию. Иллюстрируя это положение, Шопенгауэр говорит о водопаде, в бесконечной смене струй которого стоит радуга, «непоколебимая в своем покое».

Мировидение Шопенгауэра окрашено в мрачные тона. Он постоянно говорит о наполненности мира злом, бессмысленностью и несчастьем, об отсутствии человечности и забвении Бога. Мир человека – наихудший из возможных. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. «наихудший»). «Всякая жизнь – страдание. Жизнь нашего тела – это лишь хронически задерживаемое умирание». Корень бедствий в эгоизме, разделяющем людей. Особенно безнравственна злоба. Эгоист стремится к собственному благу, злобный же человек к чужим страданиям. Единственная нравственная пружина человеческого поведения, противостоящая эгоизму и злобе, – это сострадание. Из сострадания Шопенгауэр выводит две фундаментальные добродетели: справедливость и человеколюбие, а они, в свою очередь, составляют основу всех положительных нравственных качеств. «Никому не вреди, и вдобавок помогай другим, сколько можешь», – таков главный принцип его этики.

Шопенгауэр сформулировал две этические концепции:

Этика житейская для рядового индивида, обывателя, а также для прозревших, но смирившихся и привыкших (таким Шопенгауэр считал и себя);

Этика теоретическая претендует на истину, какой бы горькой она ни была. Это этика грустной правды для избранных, готовых понять и принять ее. Эту этику называют пессимизмом. Она исходит из убеждения в призрачности человеческого счастья. Спастись можно, лишь подорвав сам корень воли, ее стремление к жизни, наука и логика здесь бессильны. Единственный способ – через незаинтересованное эстетическое созерцание, например, созерцание идей и образов музыки, произведений искусства. Стоит заметить, что во многом под влиянием Шопенгауэра сформировались эстетические взгляды великого немецкого композитора Рихарда Вагнера, который своей музыкой хотел подчинить себе людей. И он этого добился, так как из одиннадцати опер, написанных Вагнером, до сих пор ставятся десять.

Только искусство раскрепощает нас, смягчает действие воли, облегчает наше земное бытие. Лишь гении в искусстве и святые в земной жизни перестали быть рабами воли. Таким образом, две этики Шопенгауэра по-разному делают одно дело, – учат противостоять слепой и всесильной воле.

У каждого человека есть три высших блага жизни – здоровье, молодость, свобода. Пока они есть, мы их не осознаем, а осознаем лишь, когда теряем.

б). Фридрих Ницше (1844 – 1900)

Создатель этической интерпретации «философии жизни», в начале своей философской биографии испытавший сильное влияние Шопенгауэра. Основные работы: в 1872 г. вышла первая книга Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»; «Несвоевременные рассуждения (1873–1876), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» с подзаголовком «Книга для всех и ни для кого» (1883). Эту свою работу Ницше считал «самой глубокой из всех книг, которыми обладает человечество». «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» (1906).

Центральное понятие у Ницше – «воля к власти», которая понимается как универсальная сила, присущая всему бытию, в том числе и человеку. Вся жизнь стремится к власти, т.е. доминированию и самоутверждению. Определенное влияние на ницшеанское учение о воле оказали идеи Ч. Дарвина – «о борьбе за существование» и «естественном отборе». Хотя Ницше не во всем соглашался с Дарвином. Многие понятия, в т.ч. «жизнь» и «воля к власти», Ницше воспринимает как многозначные символы, противопоставляя их однозначно определенным понятиям рациональной философии.

«Воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также, согласно Ницше, каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я».

Жизнь – это воля к власти. «Воля к власти» – основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Ницше сторонник сильных личностей, таких, как герой его книги «Так говорил Заратустра», живущий высоко в горах, т.е. выше обычных людей, со своими ближайшими друзьями – мудрой змеей и гордым орлом. Чем дальше от природы, тем больше затухает импульс жизни, а сам человек – это уже прямое продолжение болезни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Жизнь по Конфуцию. Делаем себя совершеннее
    Чтобы стать лучше и сделать мир совершенней, не надо искать новых путей. Обратись к конфуцианству – самому рациональному и практичному учению древности – оно может стать твоим неожиданным ...

    Учение об обществе (социальная философия)
      ...

    Моделирование как метод познания окружающего мира
    История моделирования как метода познания. Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, постр ...

    Разделы