Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.
Другое / Западная неоклассическая философия XIX-XX вв.
Страница 2

Экуменизм – движение за объединение всех христианских церквей в рамках единой догматики.

Практический конспект

1). В западной философской традиции, начиная с Нового времени, отчетливо различаются два качественных периода: классический (новоевропейский) и неклассический (современный).

Хронологические границы классического периода: с XVII в. по 1830-е гг., от Декарта и Бэкона до Гегеля включительно.

В западной классической философии XVII – начала XIX в. господствовала рациональная парадигма (система принципов). Ее краеугольный камень – принцип разумности бытия, когда разум понимается достаточно абстрактно и широко: не только индивидуальный человеческий, но и надындивидуальный – Мировой Разум, Божественный разум. Этот «камень» покоился на «трех китах». Во-первых, предполагалось, что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами (божественными, природными, духовными). Во-вторых, преобладало убеждение, что, эти законы познаваемы человеком с помощью разума или чувственного опыта, результаты которого все же осмысливает опять таки разум. В-третьих, философы не сомневались, что, используя полученные знания, возможно заставить природу служить человеку, а общество и человека разумно усовершенствовать. Научный разум, полагали просветители, способен разрешить все проблемы.

Характерные черты классического периода:

►Принципиальный рационализм. Мыслящий индивид выступает как эталон бытия. Бытие мыслится как разумное сцепление событий.

►Вера в безграничную способность человеческого познания. Истина доступна познанию во всем совершенстве и полноте.

►Господство идеи прогресса. В силу разумного мироустройства и разумности человека достижение благополучия и гармонии неизбежно. История движется непременно к гуманности, справедливости и свободе.

►Самосознание становится критической рефлексией (самонаблюдением), логико-рационалистическим орудием преодоления предрассудков и заблуждений.

В рамках рациональной деятельности выделяли два вида:

а). Мыслительную деятельность, основанную на опыте, то есть мышление посредством рассуждения, доказательства, расчета;

б). Деятельность мысли, как бы воспаряющую над опытом, сверхопытную.

Первую называли рассудком, вторую – разумом.

Недостатки и просчеты классической философии:

● Синдром системосозидания. Требование системного исчерпывающего познания, возведенное в закон. Отсюда догматизм классического мышления.

● Сведение философствования к рационально-познавательной процедуре мышления. Орган философии в классике не душа, а разум. Воля, эмоции, чувства, страсти вытесняются логикой мысли. Завышенная оценка возможностей разума.

● Стремление философии быть наукой. Начиная с Декарта, ей хотелось быть такой же строгой и доказательной, как, например, математика.

● В философии Гегеля, который задался целью создать философию как науку, классическая философская парадигма изжила себя. Философия встала перед выбором: исчезнуть или коренным образом реформировать себя. Она выбрала второе.

Примерно с середины XIX в. западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Западная философия данного периода – это большое разнообразие философских школ, направлений, концепций. Объединяют их сходные основания – идеализм, иррационализм, субъективизм. В 40 – 50-е годы XIX в. все определеннее сказывалась потребность в новых, неклассических типах философствования. В противовес классической философии вводится понятие неклассической философии. Критики утверждали, что классическая философия «теряет» человека, не рассматривает многообразие и специфичность субъективных проявлений человека.

Утверждение иррационализма происходит по мере разочарования широких слоев европейского общества в идеалах, которыми оперировал рационализм. К середине XIX в. углубляется мнение, что прогресс науки и техники не ведет к реализации вековых идей человечества. Неверие в конструктивные созидательные силы человека, политический и социальный пессимизм – таковы характерные черты умонастроений середины XIX – начала ХХ века, которые легли в основу иррационализма как философского направления.

Таблица 1. Основные понятия в рационализме и иррационализме

 

Рационализм

Иррационализм

Онтология

Природа, социальная жизнь – рациональны в своей основе

Отрицание упорядоченного, законосообразного устройства мира

Гносеология

Гносеологический подход. Понятийное мышление; отражение внешнего мира в понятиях

Аксиологический (ценностный) подход. Отрицание способности понятийного мышления. Понятия отражают субъективные переживания личности

Формы

выражения

Понятия, доказательства, теории

Образы, символы, аллегории, метафоры

Задача

философии

Познание законов объективного мира

Определение форм и норм построения субъективного мира личности

Человек

Субъектно-объектные отношения

Субъектно-субъектные отношения

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Концепция государства у Конфуция
          ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Философия древнего мира и средневековья
      ...

    Разделы