Человек – особый род сущего. человеческое в человеке
Другое / Иррациональное в существовании человека / Человек – особый род сущего. человеческое в человеке
Страница 1

Для философии характерно признание того факта, что человек есть исключительно существо или особый род сущего. Рядом с человеком просто некого поставить, если даже принять во внимание всё многообразие известных творений природы; человек кардинально отличается от всего.

Каждый человек осознаёт отличие человеческого рода от иных существ, поэтому это есть факт самосознания, общий всем людям. Он находит своё подтверждение во многих проявлениях. Человек познает и преобразовывает природу, создаёт произведения искусства, планирует и рационально организует свою деятельность, обустраивает и совершенствует свой быт. Человек создал особый, грандиозный по масштабам мир: общество, культуру, производство. Технические достижения поставили его в господствующее над остальной природой положение. Все эти факты позволили и позволяют говорить о человеке как о существе разумном, думающем, способном к мышлению. Человек есть Homo sapiens - «человек разумный» - такова известная формула, выражающая специфику человека и его особое положение в мире. Вместе с тем легко убедиться, что эта формула неполна, поскольку раскрывает только одну сторону дела. Многие факты говорят о противоположном – о неразумности человека.

Современная философия антропология не закрывает глаза на проявления агрессивности, на скрытые и тёмные импульсы, на «ночного» человека. Она не рассматривает их как что-то случайное и второстепенное. Невозможность уклониться от теоретического признания тёмной стороны человеческой природы стала особенно очевидной после появления психоанализа – теории, автором которой является известный психолог и философ З. Фрейд (1856 – 1939).

Учение З. Фрейда весьма сложно и имеет множество аспектов. В этом аспекте важно обратить внимание на то, что З. Фрейд обнаружил, сколь значительную роль играет в жизни человека бессознательное.

Согласно Фрейду, бессознательные импульсы и влечения лежат в основе всех проявлений человеческого духа, в том числе самых возвышенных и благородных. Человек, по сути, постоянно переживает конфликт между сознанием и бессознательными влечениями. Особое место среди последних занимает сексуальное влечение, которое З. Фрейд обозначил особым термином «либидо». Именно либидо обуславливает собой творческую активность человека во всех сферах деятельности: искусстве, научном познании, в конечном итоге – во всех проявлениях жизни. Действие либидо не осознаётся непосредственным путём, но может быть выявлено специальными психологическими методами через анализ снов и других неконтролируемых проявлений психики (отсюда и название теории – «психоанализ»)

Бессознательное влечение, дающее человеку главный заряд психической энергии, может функционировать двумя различными способами. Во-первых, оно может сублимироваться[5]. Иначе говоря, человек смутно чувствует импульсы влечения, но это толкает его к развитию активности, в какой либо из сфер культуры и творчества; человек неопознано возвышает (сублимирует) влечение. Благодаря этому он может достичь успехов в избранной сфере деятельности, в том числе значительных, - в зависимости от силы влечения и правильности процесса сублимации. Сублимация – это нормальный способ функционирования бессознательных влечений. Другой способ называется «вытеснением». Вытеснение по своей направленности противоположно сублимации. Человек неосознанно загоняет свои влечения в самые дальние уголки психики, накладывает на них жесткий запрет. Но от этого они не исчезают. Они становятся источником отрицательной энергии, рождают агрессивность. Вытеснение приводит к различным психическим расстройствам и нервозам. З. Фрейд разработал специальные методы восстановления нормальной психической жизни посредством выявления нормальной психической жизни посредством выявления скрытых влечений. Будучи выявленными и поставленными на свет сознания, они утрачивают свою разрушительную силу. В последующее время усовершенствованный психоанализ стал во многих странах чрезвычайно популярным средством чрезвычайно популярным средством психологической терапии.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Русская философия XIX – XX веков
      ...

    Для чего нужно изучать философию?
      1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так н ...

    Учение о человеке (философская антропология) При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой.
      ...

    Разделы