Тема о человеке как центральная философская тема
Другое / Иррациональное в существовании человека / Тема о человеке как центральная философская тема
Страница 2

Душа – человек поднимается над собой, душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь – сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект.

В связи с ростом влияния естествознания вновь и вновь возникают попытки исключить понятие души (как и духа) из философии и в целом из культуры. Сторонникам естественнонаучной ориентации эти понятия представляются недостаточно строгими, не соответствующими стандартам научности. В частности, их пытались заменить понятием сознания. Однако сознание есть важная, но только одна часть души наряду с другими. Это стало особенно очевидно с признанием существования бессознательных структур человеческой психики.

Понятию души действительно свойственна некоторая неопределённость, отличающая его от многих понятий естественно – математических наук. Но в этой неопределённости можно усмотреть не только недостаток, но и преимущества. В силу своей неоднозначности понятия души ассоциативно. Оно вызывает множество ассоциаций художественного, поэтического, религиозного и другого характера. Сохранение в философии понятия души поддерживает связь философского знания с другими формами культуры, в которых идея души позволяет также не утрачивать связь с историей и с культурой прошлого, которая немыслима без понятия души.

Тело – отражает материально-вещественную сторону человека. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физиология, медицина и др. Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа.

Конечно, человек не есть бесплодный, т. е не бестелесный, дух. Но очевидно, что тело, или вещество человека, не есть сам человек. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? Видимо, не всё в человеке является собственно человеческим. Целесообразно, следовательно, отличать человеческое в человеке оттого, что таковым не является, но тоже присутствует в человеке. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой – человеческое не есть «ангельское». Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек – это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть ниже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы не завершён, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Задачи и упражнения по философии
      К разделу "Введение. Что такое философия?" 1.Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом се ...

    Движение
      ...

    Философия в XIX веке
      ...

    Разделы