Тема о человеке как центральная философская тема
Другое / Иррациональное в существовании человека / Тема о человеке как центральная философская тема
Страница 2

Душа – человек поднимается над собой, душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь – сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект.

В связи с ростом влияния естествознания вновь и вновь возникают попытки исключить понятие души (как и духа) из философии и в целом из культуры. Сторонникам естественнонаучной ориентации эти понятия представляются недостаточно строгими, не соответствующими стандартам научности. В частности, их пытались заменить понятием сознания. Однако сознание есть важная, но только одна часть души наряду с другими. Это стало особенно очевидно с признанием существования бессознательных структур человеческой психики.

Понятию души действительно свойственна некоторая неопределённость, отличающая его от многих понятий естественно – математических наук. Но в этой неопределённости можно усмотреть не только недостаток, но и преимущества. В силу своей неоднозначности понятия души ассоциативно. Оно вызывает множество ассоциаций художественного, поэтического, религиозного и другого характера. Сохранение в философии понятия души поддерживает связь философского знания с другими формами культуры, в которых идея души позволяет также не утрачивать связь с историей и с культурой прошлого, которая немыслима без понятия души.

Тело – отражает материально-вещественную сторону человека. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физиология, медицина и др. Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа.

Конечно, человек не есть бесплодный, т. е не бестелесный, дух. Но очевидно, что тело, или вещество человека, не есть сам человек. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? Видимо, не всё в человеке является собственно человеческим. Целесообразно, следовательно, отличать человеческое в человеке оттого, что таковым не является, но тоже присутствует в человеке. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой – человеческое не есть «ангельское». Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек – это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть ниже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы не завершён, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Становление
      ...

    Философия Лейбница
      Лейбниц был первым из великих немецких философов. Он также был первым из своих соотечественников, кто предложил всеобъемлющую философскую систему, ставшую одной из отличительных черт немец ...

    Учение об обществе (социальная философия)
      ...

    Разделы