Тема о человеке как центральная философская тема
Другое / Иррациональное в существовании человека / Тема о человеке как центральная философская тема
Страница 1

Мгновенный опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой группируются все другие темы, проблемы, вопросы философии. Эта тема о человеке.

«Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека», - писал древнегреческий мыслитель Эмпедокл. Электронная почта бесплатно и без регистрации gosnalogi.ru.

С древности люди задумывались над собственной природой. «Познай самого себя» - это изречение со времён Сократа стало повторять, что его интересуют не деревья в лесу, а люди в городах. «Что такое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос – последняя цель всей человеческой мысли», отвечал русский философ С.Л. Франк[2].

Почему основной темой является тема о человеке? Очевидно этот вопрос универсального значения, которые ставит и решает философия, имеют смысл не сами по себе, а применительно к человеку. Философия решает вопросы о предельных основаниях бытия. Для чего? Чтобы уяснить место человека во Вселенной, разгадать смысл его жизни и его предназначения в мире (на Земле). Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поискам ответов на вопросы о человеке. К чему бы ни обращалась философия, какие предметы ни попадали в её поле зрения, её взор неизменно возвращается к человеку. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей.

Согласно Сократу, человек есть существо, которое постоянно ищет самого себя, осмысливает, испытывает себя и условия своего существования. Критическая, испытывающая установка по отношению к жизни и определяет ценность жизни «А без испытания…жизнь не в жизнь для человека», говорит Сократ [3]. Главной частью души является разум, которому противостоят страсти или аффекты. Последние суть не что иное, как вожделение и желания, влекущие человека к неумеренности, чрезмерности и тем самым разрушающие равновесие души. Разум же есть источник того, что Сократ называет «самообладанием[4]». По Сократу свободен тот, кто умеет управлять страстями, умеет их ограничивать. Развивая свои мысли о человеке, Сократ создал стройное этическое умение, поэтому его принять считать одним из основоположников этики – науки о морали и нравственности.

С философской точки зрения целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части. Эти части таковы: дух, душа и тело.

Дух – первоначально имел исключительно религиозный смысл. Дух – это сфера ценностей неутилитарного характера. Эта также сфера идеалов. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом злобы.

Но и в том и другом случае дух остаётся тем, что выше человека управляет им. Если духовная жизнь складывается благополучно, то человек устремляет свою душу ввысь в поисках возвышенного смысла и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого человека, формирует принципы, которые он считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Философия XV-XVIII веков
      ...

    Гуманизм, либерализм и свобода
      ...

    Философское понимание мира
      ...

    Разделы